Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие товарного и денежного рынков
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке, а именно равновесие между спросом на деньги (МD) и предложением денег (МS), с одной стороны, между размерами денежной массы (LМ) и размерами товарной массы, выраженными в соотношении между инвестициями и сбережениями (IS), с другой стороны.
Спрос на деньги (МD) – это величина денежных средств, которую хотели бы приобрести все агрегированные субъекты (население, бизнес, государство, нерезиденты) для осуществления хозяйственных операций при определенных параметрах ВВП. Спрос на деньги имеет следующие разновидности:
· спрос на деньги для совершения сделок купли - продажи;
· спрос на деньги как на финансовый актив;
· общий спрос на деньги.
Спрос на деньги для сделокопределяется величиной номинального ВВП. Чем больше номинальный ВВП, тем, следовательно, больше денежная оценка находящихся на рынке в процессе обмена товаров и услуг. А так как номинальный ВВП, в свою очередь, зависит от количества созданных товаров и услуг (Q) и сложившегося уровня цен на эти товары и услуги (Р), то, следовательно, чем выше уровень цен и чем больше произведено товаров и услуг, предназначенных для покупателей, тем больше при прочих равных условиях спрос на деньги для совершения сделок купли – продажи в рамках национальной экономики.
Следует иметь ввиду, что одна и та же денежная единица в течение года несколько раз перейдет от одного субъекта к другому (в том числе с одного счета в кредитном учреждении на другой) и обслужит несколько сделок купли – продажи. Поэтому количество денег, необходимых для обращения в рамках календарного года для обслуживания движения номинального ВВП, должно быть скоординировано с учетом скорости обращения денежной единицы.
Скорость обращения денег (V) показывает количество оборотов, которое совершает каждая денежная единица в течение года. Следовательно, чем выше скорость обращения денег, тем меньше необходимо денег для обслуживания движения номинального ВВП в течение года, и наоборот. Таким образом, количество денег, необходимых для сделок, находится в прямой зависимости от номинального ВВП и в обратной зависимости от скорости обращения денег.
Y – номинальный ВВП (валовые доходы)
P – уровень цен
Q – количество товаров и услуг
M – это количество денег
Y = Р х Q
М х V = Y
М х V = Р х Q
Последняя формула называется уравнением обмена, ибо она показывает правило обмена товарной массы на денежную для уравновешивания товарного и денежного рынков. Это уравнение предложил и проанализировал американский экономист Ирвинг Фишер. Поэтому его называют уравнением Фишера.
Спрос на деньги как на финансовый активзависит от величины процентной ставки. Чем больше величина процентной ставки, тем дороже кредит, и, следовательно, тем меньше спрос на деньги как на финансовый актив. Чем меньше величина процентной ставки, тем выгоднее при прочих равных условиях занимать деньги и, следовательно, тем больше спрос на деньги как на финансовый актив. Причем предельная полезность денег убывает по мере роста количества денег. При прочих равных условиях, при увеличении денег на руках у субъектов и в обращении, каждую дополнительную единицу денежных средств субъекты готовы занимать только при более низкой процентной ставке.
Общий спрос на деньгибудет зависеть, во – первых, от величины номинального ВВП, а, во – вторых, от величины процентной ставки. Графически кривая спроса на деньги (рис.2.) будет иметь отрицательный наклон, то есть показывать обратный характер зависимости между величиной процентной ставки и количеством денежных средств, на которые предъявлен спрос при определенных параметрах номинального ВВП, а следовательно, и при определенных параметрах валовых доходов.
Рис.2. Общий спрос на деньги
Если размер номинального ВВП, а, следовательно, и размер валовых доходов в стране будет возрастать, то, при прочих равных условиях, кривая общего спроса на деньги сместится в право и вверх до положения МD1.Если размер номинального ВВП и валовых доходов сократится, то кривая общего спроса на деньги сместится влево и вниз до положения МD2. Все совокупности (варианты) общего спроса на деньги соответствуют определенному уровню номинального ВВП и валовых доходов, а перемещение точки вдоль кривой будет показывать изменение конкретной величины спроса на деньги при изменении лишь процентной ставки.
Таким образом, спрос на деньги в самом общем виде можно выразить как функцию от дохода Y и номинальной ставки процента r. Если предпочтение ликвидности обозначить буквой L, то можно представить следующие выражение зависимости.
MD (L) = f (r,Y)
Предложение денег (МS) – это общее количество денег, которое все агрегированные субъекты рыночной экономики готовы предложить на денежном рынке другим субъектам и направить в каналы денежного обращения при определенных параметрах ВВП (валовых доходов).
Вертикальная прямая линия графика МS (рис.3.) означает фиксированный характер предложения денег, определенный центральным банком страны в краткосрочном периоде, в условиях неизменности уровня цен при определенных параметрах ВВП и валовых доходов. Если под воздействием тех или иных факторов, в том числе, при изменении валовых доходов или под воздействием политики центрального банка изменится предложение денег в стране, то график МS будет смещаться либо вправо до положения МS1 (отражая увеличение денежного предложения), либо влево до положения МS2 (отражая уменьшение денежного предложения).
Рис.3. Предложение денег
На денежном рынке МD и MS находятся в определенном соотношении (либо МD > MS, либо MS > МD) и равновесие между ними может установиться при определенной процентной ставке, которая будет называться равновесной процентной ставкой (re). Равновесная процентная ставка может изменяться, так как на МD и MS влияют различные факторы. Если возрастает спрос на деньги, а предложение денег остается неизменным, то процентная ставка будет возрастать до уровня re1 (рис.4.). Если спрос на деньги уменьшится, то равновесная процентная ставка понизится до re2.
Рис.4. Равновесие при изменении общего спроса на деньги
Если спрос на деньги не изменяется (не изменяются валовые доходы), а предложение денег увеличивается, то равновесная процентная ставка уменьшается (re1); и наоборот, если предложение денег уменьшается, то равновесная процентная ставка увеличивается (re2) (рис.5.).
Рис.5. Равновесие при изменении предложении денег
Если изменяется и спрос на деньги, и предложение денег, то изменение равновесной процентной ставки будет происходить в определенном направлении в зависимости от действия тех или иных факторов, которые определяют масштабы либо расширения, либо уменьшения МD и MS.
Одной из важнейших проблем макроэкономики является равновесие товарного (реального) и денежного рынков.
На рынке денег равновесное состояние предполагает, что спрос на деньги МD (или предпочтение ликвидности L) равен их предложению MS (или М). Данное состояние отражает линия LM (рис.6.).
Линия LM будет являться графическим отражением связи между ставкой процентаr и совокупным доходом Yпри равновесии на рынке денег. Положительный наклон линии LM показывает, что равновесие на денежном рынке будет поддерживаться в том случае, если увеличению реального дохода Y будет соответствовать более высокая ставка процента r.
Рис.6. Равновесие денежного рынка
Точки ниже и выше линии LM показывают неравновесное состояние денежного рынка. Во всех точках ниже линии LM (точка D) спрос на деньги больше предложения денег (МD > MS); во всех точках выше линии LM (точка В) предложение денег больше спроса на деньги (MS > MD).
График IS – LM показывает равновесие между товарным (IS) и денежным рынком (LM) (рис.7.)
Рис.7. Равновесие денежного и товарного рынков
Точки А и С характеризуют равновесие на денежном рынке, но неравновесие на товарном рынке. Точки В и D отражают равновесие на товарном рынке, но неравновесие на денежном рынке. Высокая ставка процента r1 определяет недостаток инвестиционных вложений в экономику, а, следовательно, сдерживает экономический рост и препятствует деловой активности в стране и приводит к уменьшению ВВП и валовых доходов Y1. Точка Е – это точка экономического равновесия. Она отражает (фиксирует) такое состояние процентной ставки rе и уровня дохода Yе, при котором достигается равновесие как на товарном (реальном) так и на денежном рынке. А, следовательно, при таком соотношении ставки процента и дохода нет ни излишка, ни дефицита как на товарном, так и на денежном рынке, а совокупный спрос будет являться эффективным спросом.
Модель IS – LM в экономической теории называют моделью Хикса – Хансена. Эти два экономиста являлись последователями идей Кейнса и дали характеристику взаимодействия товарного и денежного рынков. Они также проанализировали, что сдвиги линий IS и LM отражают возможные направления экономической политики государства. (Далее будет показано, что к сдвигу линии IS приводят меры бюджетно-налоговой политики, то есть изменения в государственных расходах и налогах; в свою очередь, к сдвигу линии LM будят приводить меры денежно – кредитной политики).
4.Денежно – кредитная политика государства: содержание, направления, формы и основные инструменты
Деньги и кредит являются своеобразными кровеносными сосудами рыночной экономики. Нарушения и диспропорции в денежно кредитной системе могут повлечь серьезные последствия для всего общественного производства. Поэтому не случайно, что во всех странах с развитой рыночной экономикой денежно – кредитная система находится под контролем государства. Воздействуя на денежное предложение, государство может повлиять на процентную ставку, на инвестиционную активность, на инфляцию и занятость в стране.
Денежно-кредитная политика – это направление экономической политики, воплощающееся в использовании комплекса мер, через которые государство воздействует на денежное предложение в стране в целях достижения необходимых макроэкономических результатов, исходя из общенациональных интересов.
Денежно – кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредитной деятельности и увеличение денежного предложения, либо на их сдерживание. В связи с этим выделяют два направления денежно – кредитной политики: денежно-кредитной экспансии и денежно-кредитной рестрикции.
Первое направление называется политика денежно – кредитной экспансии.Оно предполагает стимулирование кредитной деятельности и увеличение денежного предложения, и проводится в условиях, когда главной проблемой в экономике считается экономический спад и сопутствующее ему увеличение безработицы. В данном случае государство через расширение денежного предложения должно стремиться понизить процентную ставку, а, следовательно, повлиять на увеличение спроса на инвестиции, тем самым содействуя расширению инвестиционной деятельности и преодолению экономического спада.
Второе направление называется политика денежно-кредитной рестрикции. Оно предполагает сдерживание кредитной деятельности и ограничение денежного предложения. Данная политика проводится в условиях, когда главной проблемой в экономике считается инфляция. Поэтому, ограничивая денежное предложение, государство стремится уменьшить параметры совокупного спроса и тем самым сдержать рост уровня цен.
В практике хозяйствования используются также такие формы денежно-кредитной политики, как жесткая и гибкая монетарная политика. Жесткая монетарная политика предполагает удержание денежной массы на определенном фиксированном уровне, даже если ставка процента будет изменяться (рис.8.).
Рис.8. Жесткая монетарная политика
Гибкая монетарная политика предусматривает манипулирование массой денег в обращении при неизменности процентной ставки (рис.9.)
Рис.9. Гибкая монетарная политика
Может иметь место смешанная форма денежно-кредитной политики, когда изменяются и процентная ставка и масса денег в обращении (рис.10).
Рис.10. Смешанная форма денежно-кредитной политики
Однако следует учитывать тот факт, что использование тех или иных направлений и инструментов денежно – кредитной политики может быть эффективным и принести положительные результаты лишь при тесной их увязке с теми или иными направлениями налогово-бюджетной и социальной политики, с укреплением законодательства и правопорядка.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через деятельность центрального банка. В развитой рыночной экономик Е центральный банк обладает относительной самостоятельностью в принятии решений. Глава центрального банка подчиняется только главе государства, а не правительству.
Все инструменты денежно – кредитной политики будут относиться либо к средствам прямого, либо косвенного воздействия. К средствам прямого воздействия относятся: денежно – наличная эмиссия, таргетирование (установление конкретных целевых ориентиров роста денежной массы), выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, минимальные параметры уставного капитала коммерческого банка и другие. К косвенным инструментам относятся такие рычаги, которые побуждают коммерческие банки к осуществлению тех или иных действий, выгодных с точки зрения общенациональных интересов, но они не обязывают коммерческие банки действовать определенным образом. К косвенным инструментам денежно-кредитной политики относятся: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной процентной ставки (ставки рефинансирования).
В целях более оперативного воздействия на денежное предложение центральный банк прежде всего использует методы косвенного воздействия. Механизм этого воздействия носит следующий характер.
Операции на открытом рынке– это операции по купле – продаже центральным банком государственных долговых ценных бумаг. Это самая распространенная и оперативная мера денежно – кредитной политики. В рамках этих операций переплетаются (пересекаются) интересы государства, центрального банка, коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов.
Центральный банк, осуществляя эти операции, стремится повлиять на денежное предложение в стране и через него на макроэкономические показатели. Коммерческие структуры и представители населения, участвуя в этих операциях, стремятся получить определенные доходы.
Если главной проблемой считается экономический спад, и государству необходимы дополнительные денежные средства для финансирования своих расходов, то оно осуществляет эмиссию государственных долговых ценных бумаг для финансирования государственных программ, а центральный банк в этом случае покупает эти государственные ценные бумаги, и, следовательно, увеличивает денежное предложение в стране.
Если в стране главной проблемой является инфляция, то центральный банк должен повлиять на снижение кредитной эмиссии и снижение денежной массы на руках у населения и хозяйствующих субъектов, чтобы сдержать совокупный спрос. Так как центральный банк, как правило, кредитует правительство, то у него на балансе всегда имеются государственные долговые ценные бумаги. В случае высокой инфляции центральный банк расширяет продажу имеющихся у него государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Но у последних должно возникнуть желание покупать государственные ценные бумаги. Для этого центральный банк повышает процентную ставку по долговым ценным бумагам.
Изменение учетной процентной ставки (ставки рефинансирования).Если в обществе главной проблемой является инфляция, то центральный банк должен повысить учетную процентную ставку, стараясь тем самым уменьшить заимствование денежных средств со стороны коммерческих банков у центрально банка и привести к увеличению средней процентной ставки в стране. Тем самым он добивается увеличения сбережений, и в конечном итоге, сдерживания общих параметров денежного предложения в стране. Если в обществе наблюдается рецессия, то центральный банк понижает учетную процентную ставку для стимулирования кредитной деятельности и кредитной эмиссии, воздействуя на понижение средней процентной ставки в стране с целью стимулирования инвестиционной деятельности и деловой активности. Эта мера в последние годы активно используется ФРС США и Европейским центральным банком для борьбы с инфляцией.
Изменение нормы обязательных резервов.Если в обществе главной проблемой считается инфляция, то центральный банк должен повлиять на сдерживание денежного предложения и кредитной эмиссии путем повышения нормы обязательных резервов. В свою очередь, если главной проблемой является экономический спад и низкая деловая активность в стране, то центральный банк должен снижать норму обязательных резервов. При прочих равных условиях это должно способствовать расширению кредитной эмиссии и снижению средней процентной ставки в стране, увеличению спроса на инвестиции и активизации хозяйственной деятельности, а, следовательно, привести к росту параметров общественного производства и реального ВВП.
Если выше указанные меры денежно – кредитной политики не дают своего положительного эффекта, то государство может идти на проведение денежной реформы. Денежная реформа может иметь различные модификации. Она может осуществляться в виде деноминации, которая заключается в изъятии старых денег и эмиссии новых денег с более низкой нарицательной стоимостью. (В этом случае с денежных знаков убирается определенное количество нулей.) Новые деньги выпускаются в объеме, необходимом для нормального обслуживания движения ВВП. Но государство может проводить и более сложную денежную реформу, когда вместе с деноминацией будут изменяться формы расчетов и платежей, а также соотношение между теми или иными денежными агрегатами.