Виды методов правового регулирования

Императивный метод– это метод властных предписаний, содержащий в себе, как правило, нормы-запреты

Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях

Поощрительный метод– метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение

Рекомендательный метод– метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

Выделяют следующие стадии правового регулирования: На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). 60. Способы и типы правового регулирования. Правовой режим: понятие и виды.Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуяедения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.



Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. Это - общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты.Вторая формула - запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Это - разрешительный тип.Правовой режим можно определить как совокупность юр. средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.Классификация: по предмету правового регулирования - конституционный, административный, трудовой и т. д.; по юр. природе — материальные и процессуальные; по субъектам — правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.; по форме выражения — нормативный и договорной.По способу применения - правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрез­вычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д. 61. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Механизм правового регулирования– это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, вравосозна-ние, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования.

Стадии механизма правового регулирования: -издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений); - возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; - реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, физическом поведении участников общественных отношений; - применение права.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются можно выделять:

Простое регулирование, есть процесс, в котором используется один государственный властный акт, а именно нормативный акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен

Сложное регулирование– есть процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права

62. Реализация права: понятие, признаки и формы.Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Формы реализации права: В зависимости от характера действий субъектов: Соблюдение права – это такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами; - Исполнение права – это такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами; - Использование права – это такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав; - Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

По субъекту реализации права: - индивидуальная; - коллективная.

По уровню (глубине) реализации норм права: - реализация общих установлении, содержа­щихся в преамбулах законов (в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятель­ности); - реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетен­цию; - реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

Признаки соблюдения права: а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий; б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства; в) она касается главным образом правовых запретов; г) осуществляется вне конкретных правоотношений; д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

Признаки применения права: 1) это властно-императивная форма реализации права; 2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; 3) носит процессуально-процедурный характер; 4) состоит из ряда последовательных стадий т.е. отличается,стадийностью; 5) имеет под собой соответствующие юридические основания; 6) связано с вытесением правоприменительных актов; 7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; 8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Признаки исполнения права: 1) распространяется в основном на обязывающие нормы; 2) предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; 3) отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; 4) в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

63. Понятие, признаки и основания применения права.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом

Наши рекомендации