Тема № 2. Экономические основы местного самоуправления (2 часа)
1. Понятие экономических основ местного самоуправления
2. Муниципальная собственность: понятие, состав, целевое назначение.
3. Местный бюджет: доходы и расходы местного бюджета, местные налоги и сборы.
4. Имущественные права муниципальных образований.
5. межмуниципальное экономическое сотрудничество: понятие и формы.
Задание № 1.Жители села «Масловка» провели сход, на котором приняли решение о сборе средств на строительство нового моста через речку. Сельская администрация отказалась выполнять решение схода на том основании, что установление местных налогов и сборов входит в исключительную компетенцию сельского совета.
Как должен быть решен данный вопрос.
1. Студент должен определить экономическую основу местного самоуправления исходя из ст.49 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Гражданского кодекса РФ. Следует сравнить понятие экономической основы местного самоуправления, данное в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
2. Студентам необходимо датьобщую характеристику муниципальной собственности, представить собственность муниципального образования как юридическую и экономическую категории. При этом надо четко зафиксировать тот факт, что вся масса муниципальной собственности делится на имущество, т. е. материализованную, овеществленную часть и финансы, которые не имеют материальной ценности и служат эквивалентом обмена. В этой связи уместно будет рассказать о том, что такое казна муниципального образования.
Существуют два основных способа формирования муниципального имущества — административный и гражданско-правовой. Поскольку оба они известны студентам из соответствующих учебных курсов, следует дать им общую характеристику, после чего более подробно остановиться на каждом способе применительно к вопросу темы. Применительно к административному способу надо, опираясь на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г. и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.92 г., рассказать о порядке определения пообъектного состава собственности, разграничения и передачи собственности на муниципальный уровень.
Что касается гражданско-правовых оснований, то они представлены в соответствующих разделах Гражданского кодекса. В частности, надо максимально использовать главу 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и порассуждать, какие из приведенных оснований приобретения имущества играют большую или меньшую роль в муниципальном праве.
Необходимо подчеркнуть особенности управления и распоряжения муниципальным имуществом, обусловленные ее публичным характером. Памятуя о том, что установление порядка управления и распоряжения собственностью является исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления, следует рассказать, каким образом уполномоченные органы местной администрации, реализуя свои хозяйственные функции, управляют и распоряжаются материальной собственностью муниципального образования. Речь в основном пойдет о хозяйственном ведении и оперативном управлении — применительно к местному управлению. При смене собственника на первое место выступает приватизация и присущие в этом случае для публичной собственности конкурс и аукцион.
В рамках данного вопроса подлежат рассмотрению и другие способы управления и распоряжения муниципальным имуществом.
3. Определить общую характеристику местных финансов и представить ее составляющие:
— средства местного бюджета;
— государственные ценные бумаги, находящиеся в собственности муниципального образования;
— муниципальные ценные бумаги;
— иные финансовые средства.
Надо рассказать о правовой сути каждого из элементов муниципальных финансов, о соответствующих правомочиях органов местного самоуправления. Здесь же надо обрисовать систему нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с местными финансами. Далее следует по возможности подробное обсуждение местного бюджета. Надо дать определение бюджета и детально охарактеризовать его части. Применительно к доходной части надо рассказать о собственных и регулирующих доходах, дотациях, субвенциях, средствах фонда финансовой поддержки и средств по взаимным расчетам. Особое внимание нужно уделить местным налогам и сборам, поступлениям от хозяйственно-финансовой деятельности муниципального образования.
Определить бюджетный процесс и, назвав его стадии, раскрыть каждую из них по следующей схеме:
— формирование проекта бюджета;
— внесение проекта бюджета в представительный орган муниципального образования;
— обсуждение местного бюджета;
— принятие местного бюджета;
— исполнение местного бюджета;
— контроль за исполнением местного бюджета;
— составление отчета об исполнении местного бюджета;
— утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
Надо также рассмотреть ситуацию, когда по окончании финансового года новый бюджет не утвержден. Каким образом поступать, если дефицит бюджета превышает допустимые пределы.
В этой связи надо поговорить о правовой природе защищенных статей расходной части местного бюджета.
4.Местные налоги и сборы согласно Конституции РФ (ч.1 ст. 132) устанавливаются органами местного самоуправления. Они позволяют муниципальным органам в интересах населения проводить налоговую политику.
Согласно ст.15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Студент должен обратить внимание на ст. 12 Налогового кодекса, где указаны основные требования, предъявляемые к местным налогам и сборам. Кроме того, следует обратить внимание на Закон РФ от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».