Рассмотрение законопроекта Государственной Думой во втором чтении
Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в ст. 104 (ч. 1) Конституции РФ, в ответственный комитет в виде:
- изменения редакции статей,
- либо дополнения законопроекта конкретными статьями,
- либо предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.
Если, по мнению ответственного комитета, подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил свою актуальность, он вносит на рассмотрение Государственной Думы мотивированное предложение об отклонении данного законопроекта.
Ответственный комитет изучает и обобщает поправки, а также вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, сообщает авторам поправок о выявлении противоречий.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению ответственного комитета осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.
Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках.
Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет три таблицы поправок.
Таблица поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, и Таблица поправок № 2, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, должны содержать:
- текст законопроекта, к которому предлагается поправка,
- данные об авторе поправки,
- содержание поправки,
- новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки,
- краткую мотивировку решения комитета.
Таблица поправок № 3, по которым ответственным комитетом не принято решений, должна обладать аналогичным содержание, за исключением последнего пункта.
Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы:
1) проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
2) таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, к отклонению, а также по которым не было принято решений;
3) текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении);
4) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
5) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы (если имеется);
6) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы и докладчика по законопроекту;
7) другие документы.
Совет Государственной Думы принимает решения о:
- дате рассмотрения Государственной Думой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении,
- направлении законопроекта Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, депутатам Государственной Думы;
- определении докладчика по законопроекту.
Законопроект вместе с материалами к нему, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении, рассылается:
- Президенту РФ,
- в Совет Федерации,
- в Правительство РФ,
- субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект,
- депутатам Государственной Думы.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают:
- полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе,
- представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект,
- полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе.
Государственная Дума рассматривает последовательно все три вида поправок к законопроекту и проводит по ним голосование (согласно Таблицам поправок №№ 1-3).
Затем ставится на голосование предложение о принятии каждой поправки, по которым ответственным комитетом не было принято решений.
Решение о принятии поправок к проекту закона принимается:
- федерального закона - большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
- федерального конституционного закона - не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов Государственной Думы, они считаются отклоненными.
По окончании голосования по поправкам вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении выносится на «час голосования», по результаты которого оформляются постановлением Государственной Думы.
Постановление Государственной Думы о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении и законопроект, принятый или одобренный во втором чтении, в течение пяти дней направляются в Правительство РФ.
Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта вопрос о принятии или об одобрении доработанного законопроекта во втором чтении выносится на «час голосования». Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Данное решение оформляется постановлением Государственной Думы, которое направляется субъекту права законодательной инициативы.
В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Голосование по вопросу о принятии или об одобрении закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.
Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.