Поощрительная функция налогообложения
Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.
Налоги используютсявсеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.
Фискальная функция — основная. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая функция посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
1. Фискальная функция {фиск — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция — исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах его развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества.
Через фискальную функцию государство обеспечивает:
1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;
2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;
3) установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе;
4) выполнение всех экономических, политических и социальных задач.
Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений возрастает. Для XX столетия было характерно беспредельное увеличение налоговых поступлений государства. Это обусловлено объективными причинами: особенностями производства, расширением деятельности государства. Рост объема производства, развитие научно-технической революции создали реальные возможности увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства, главным образом за счет налоговых поступлений. Одновременно деятельность государства расширилась, и потребность в средствах возросла (особенно высоки были темпы роста налогов после второй мировой войны, что связано не только с восстановлением экономики, но и ухудшением условий производства во многих развитых зарубежных странах).
Каждое десятилетие налоговые поступления возрастали в 1,5 и более раз, с учетом обесценивания валют. Шел процесс увеличения доли налоговых доходов в НД. Накануне второй мировой войны эта доля составила 20—25%, а в первой половине 70-х годов достигла 34% в Японии и 47% во Франции (с учетом взносов на социальное страхование). Абсолютное и относительное увеличение налогов является ответной реакцией государства на необходимость финансировать экономические процессы в связи с усложнением производства, возникновением новых социально-экономических проблем.
В середине 80-х годов налоговые поступления замедлили свой рост. Объяснялось это рядом причин: рост налогов достиг такого уровня, что вызвал в странах увеличение издержек производства и удорожание товара, что стало сдерживать темпы экономического роста. Чрезмерное обложение населения вызвало ухудшение материального положения определенных социальных групп. Ныне, несмотря на определенное сокращение налоговых поступлений, их доля в новой стоимости сохраняется высокой.
Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике используются показатели удельного веса в валовом внутреннем продукте (ВВП). В начале 90-х годов доля налоговых доходов в ВВП (включая взносы на социальное страхование) колебалась от 29,8% (для США) до 55,3% (для Швеции), в странах ЕЭС - 40,8%, в РФ - 43,3%.
Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
1) регулирование спроса и предложения;
2) стимулирование сбережений граждан;
3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;
4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;
5) регулирование экспортно-импортной деятельности;
6) стимулирование научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования — обеспечение непрерывных инвестиционных процессов, рост финансовых результатов и в конечном счете увеличение общенационального фонда денежных средств.
Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывают влияние на основные факторы общественного производства: труд и капитал.
Работники наемного труда, получив оплату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, а также на налоги. В связи с этим налоги воздействуют в зависимости от уровня этой оплаты на труд по трем направлениям. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка могут содействовать или тормозить производство. Это обусловлено тем, что доходы лиц наемного труда предназначены в основном на потребление в данный момент или в будущем, поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны, которая зависит прежде всего от данной социальной группы. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товара и услуг. Это соотношение является определяющим для предпринимателя в процессе использования или реализации производственных мощностей.
Влияние налогов на владельцев капитала распространяется и на другие социальные группы. Оно многогранно. Налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, так как прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей как члена общества. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через систему амортизации. Средства производства, участвуя многократно в кругообороте капитала, постепенно изнашиваются морально и физически и должны восстанавливаться путем накопления капитала в амортизационном фонде. Амортизационный фонд предназначен для возмещения изношенных средств производства. Он определяется за счет амортизационных отчислений, которые включаются в издержки производства и свободны от налога. Их размер в значительной степени определяется величиной налога. Под налоговым контролем, по существу, находится накопление капитала как источник расширенного производства.
Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости НД вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками — агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства, регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. ? На различных этапах развития общества действия регулирующей функции претерпели определенные изменения. До капитализма в силу объективных условий эта функция оказывала лишь незначительное влияние на производство. Национальный доход стран был относительно невелик, налоги не являлись основным доходом государства, исполнительная власть была далека от экономики. Действие налогов на производстве носило ограниченный характер. В период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии капиталистических производственных отношений.
С утверждением господства капитала, когда производственные отношения покоились преимущественно на рыночной стихии, буржуазия провозгласила лозунг — «невмешательство государства в экономику». В этот период государственная собственность стала уменьшаться, земля — переходить в частное владение. Домены и регалии все меньше обеспечивали доходы государства. Роль налоговых доходов возрастала.
На ранней стадии развития капитализма налоговое вмешательство в производственный процесс осуществлялось главным образом через таможенную систему. Переход к развитому капитализму вызвал рост производительных сил, обобществление капитала в условия НТР, создал объективные предпосылки и потребность в более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это подняло налоговое регулирование на новую ступень.
Функции налогов представляют собой единство противоположностей. Обе находятся во внутреннем единстве. Фискальная функция, возникшая с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого и 'углубленного воздействия на процесс производства. В то же Время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность определенных групп населения и может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций не исключают некоторой самостоятельности и обособленности каждой. Так, акциз на спирт преследует главным образом фискальные цели — получение дохода для государства, а амортизационная политика — экономическую цель.
Внутреннее единство функций не исключает противоречий внутри каждой функции и между ними. Это противоречие заложено в сущности налогов как специфической формы производственных отношений. Каждая из функций отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу как противоположность. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику. В фискальной функции, снабжающей финансовыми средствами государство, заложено противоречие между необходимостью постоянного расширения доходной базы государства и ограниченными возможностями членов общества в обеспечении такого расширения. Противоречие регулирующей функции в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства наталкивается на узкую экономическую базу, определяемую частнокапиталистической собственностью на средства производства. Государство не может через налоги влиять на все фазы движенияВВП, так как они функционируют только на второй фазе — фазе распределения. Частная собственность исключает регулирование всего производства из единого центра, допуская это регулирование в определенных пределах, когда оно отвечает интересам общества.
Рассмотрев две функции налогов, следует отметить, что некоторые российские ученые к этим функциям добавляют еще три — распределительную, стимулирующую и контрольную. Анализ этих дополнительных функций показывает, чтщ они поглощаются фискальной и регулирующей функциями.