Понятие и классификация форм правления

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особен­ностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий порядок формирования высших органов государства, их компетенцию и взаимоотношения. [1]

То есть форма правления раскрывает способ организации верховной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[2]

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – (от греч. «единовластие», «единодержавие») – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху ( королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монархом по своему усмотрению;

-независимость монарха от мнения населения государства;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

- юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Многотысячелетнее существование монархической формы правления отмечено крайним разнообразием её видов, которые, однако, можно объединить в две основные группы ограниченная и неограниченная (абсолютная) монархия. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

- парламент избирается населением;

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

-лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие. Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. республика – это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными либо назначаются общегосударственными представительными учреждениями.[3]

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) Коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои задачи;

3) Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

4) В парламентской республике правительство создается партиями, обладающим большинство или даже меньшинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия и тд)

5) Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент

Наши рекомендации