Вопрос 19. Понятие форм правления и форм государственного устройства

Под формой государственного правления понимается организация верховной власти, система взаимоотношений её органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Существующие формы правления делятся по способу организации власти и по её формальному источнику на монархии и республики.

В монархии главой государства и высшим источником власти является монарх, получивший свою власть по наследству и не зависимый в своих действиях от избирателей и представительных органов власти. Сейчас существует несколько разновидностей монархической формы правления. Среди них выделяется абсолютна монархия, для которой характерно всевластие главы государства, располагающего огромным личным состоянием и осуществляющего патерналистическую политику в отношении своих подданных. Другая разновидность монархической формы правления – конституционная монархия - государство, в котором полномочия главы государства ограничены конституцией и наличием выборного законодательного органа. Конституционная монархия подразделяется на дуалистическую, в которой монарх наделен исполнительной властью и лишь частично законодательной, и парламентскую, где монарх формально считается главой государства, но реально осуществляет лишь представительские функции. Подавляющее большинство современных монархий является парламентскими , и правительство в них подотчетно парламенту.

Второй формой правления является республика, где источником власти является народ, выражающий свою волю голосованием на свободных выборах. Выделяются три разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Главными признаками парламентской республики являются:

1)образование правительства на парламентской основе;

2)подотчетность правительств парламенту.

К особенностям президентской формы правления относятся следующие моменты:

1)президент напрямую выбирается народом;

2)президент руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил;

3)президент полностью самостоятельно либо частично с согласия парламента назначает членов совета министров, которые в своей деятельности ответственны лично перед ним.

Характеристикой современного государства выступает территориальное устройство. Различают две формы территориального устройства государства:

1)унитарную;

2) федеративную.

Унитарное государство представляет единую, политически однородную организацию состоящую из территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Федеративное государство отличается от унитарного тем, что источником власти и государственного суверенитета в нем выступает весь народ. Федерация – это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые непосредственно на местах.

Если несколько независимых государств с какой либо целью решат создать союз, то это объединение получит название конфедерация. Целью создания конфедераций является решение общей проблемы.

Вопрос 20. Гражданское общество, правовое и социальное государство: идеал и реальность (на примере Российской Федерации)

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Основой гражданского общества является человек с развитой правовой культурой. Гражданское общество начинается с гражданина. Жизнь в гражданском обществе предполагает добровольное самоограничение, благодаря которому оказывается возможным мирное сосуществование различных субъектов общественной жизни. Данный аспект не выполняется полностью ни в одном государстве. Поэтому гражданское общество является идеалом к которому необходимо стремиться каждому обществу. Что же касается России, то в ней уровень общественно-правового сознания не достиг должного уровня. После перехода от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому не прошло ещё достаточно времени, стобы говорить о существовании и функционировании гражданского общества в России. Постепенно по мере повышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане через институты гражданского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению.

Что касается правового государства. Правовое государство – государство, деятельность которого подчинена установленному демократическим путем закону. Признаками правового государства являются:

1. верховенство закона (его неукоснительное выполнение со всех сторон

2. суверенитет народа.

3. взаимная ответственность гос-ва и личности.

4. разделение властей

5. незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства.

6. наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюд. прав и свобод граждан.

Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования.

Правовое социальное государство является идеальным. Люди в нем защищены государством от нарушения прав и от социального благополучия. Решить все эти проблемы на практике не удалось ни одной стране. В России положение хуже, чем в других развитых странах. Это обусловлено все тем же переходным периодом и огромными размерами. Но государство старается поддерживать социально незащищенные слои населения, постепенно приближая Россию к статусу социального государства.


Наши рекомендации