Понятие финансов и финансовой системы
Финансы – это система экономических отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (ВНД). В экономической жизни общества постоянно возникают многообразные финансовые отношения, в том числе между:
- государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
- предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий;
- государством и отдельными гражданами при уплате налогов, страховых платежей, получении пенсий, пособий, стипендий;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- государствами при получении займов.
Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров. Финансы обладают таким признаком, по которому их можно безошибочно выделить среди других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той "работе", которую они выполняют:
1.Аккумулирующая функция состоит в создании материальной основы функционирования государства, как органа власти.
2. Распределительная функция проявляется в обеспечении хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами; при распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
3. Стабилизационная состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, государственных расходов, трансфертов и т.д.) может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.
4. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых рычагов государство осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов(контролирует их финансовую состоятельность).
Финансовая система- это форма организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Она включает в себя следующие звенья:
- государственные финансы, в том числе муниципальные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций);
- финансы населения.
Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Важнейшими элементами в системе государственных финансов являются бюджеты различных уровней (подробнее об этом в разделе 2), государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт обязательных целевых отчислений. В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед государством и собственными работниками банковской системой. Эти отношения выражаются в налогах, финансировании затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплате дивидендов, арендной плате и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов государства и населения.
Финансы населения связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.
Государственный бюджет как главный элемент государственных финансов.
Содержание и структура государственного бюджета.
Слово "бюджет" переводится с английского языка как " сумка и её содержимое". Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики, в том числе стимулирование НТП;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы ( государственный и местный бюджеты), в федеративных - три ( ещё и бюджеты субъектов федерации).
Бюджетная система РФ включает три уровня:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма, предусматривающего:
- самостоятельность бюджетов различных уровней;
- разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней;
- межбюджетное регулирование, то есть возможность обеспечения сбалансированности нижестоящих бюджетов за счёт вышестоящих.
Межбюджетное регулирование осуществляется следующими методами:
- зачисление в доход определённого бюджета части доходов субъектов
( обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов);
- субвенция – это денежная сумма, которая выдаётся из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия дефицита, для финансирования социальных или экономических проблем, в том числе - это долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего;
- кредитные ресурсы – это средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%. Неналоговые доходы бюджета образуются:
- в результате экономической деятельности самого государства (функционирования государственной собственности);
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);
- реализации государственных запасов;
- получение процентных платежей по займам, которые предоставляло государство в предшествующие периоды и других источников.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы государственного бюджета можно классифицировать по двум признакам: во-первых, с точки зрения влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства, во-вторых, с точки зрения функционального назначения расходных статей.
В рамках первой классификации все государственные расходы подразделяются на: текущие и капитальные расходы.
Текущие расходывключают следующие направления:
- командировки и служебные разъезды, заработная плата чиновников и государственных служащих;
- приобретение предметов снабжения и расходных материалов, и оплата услуг;
- различного рода субсидии, социальные трансфертные платежи, дотации;
- выплаты по займам и другие.
Капитальные расходы– это денежные затраты государства, направленные на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности. Сюда относятся:
- капитальное строительство, в том числе производственное, культурное, жилищное;
- капитальные вложения в основные фонды, а именно приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
- расходы на капитальный ремонт;
- создание государственных запасов и резервов, приобретение земель и другие.
Вторая классификация с точки зрения функционального назначения расходов предполагает их деление на:
- расходы на общественные и социальные нужды, то есть расходы на образование, здравоохранение и т.п.;
- расходы на хозяйственные нужды или расходы по вмешательству государства в экономику; к ним относятся: расходы по государственным инвестиционным программам, субсидии, дотации, ассигнования на НИОКР;
- административные расходы, то есть расходы на содержание органов власти;
- расходы по обеспечению стратегической безопасности, то есть расходы на оборону, на содержание посольств и консульств, таможенных органов, милиции;
- платежи по государственному долгу и другие.
Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды её развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими. У ряда стран высока доля военных расходов, наблюдается постоянный рост расходов на управление страной.
Государственные расходы имеют важное предназначение, а именно выполняют различные функции:
- Социальная функция предполагает, что государственные расходы могут смягчить социальную дифференциацию и обеспечить нормальные условия жизни нетрудоспособному и незанятому населению, ибо государственные расходы должны обеспечить приобщение определенных слоев общества к получению знаний и медицинской помощи. А, следовательно, расходы государственного бюджета содействуют обеспечению народного хозяйства страны квалифицированной и здоровой рабочей силой.
- Регулирующая функция заключается в том, что расходы государственного бюджета могут стимулировать или сдерживать совокупный спрос и влиять на совокупное предложение, в том числе под воздействием государственных расходов могут происходить изменения в отраслевой и региональной структуре общественного производства.
- Административная функцияозначает, что государственные расходы должны создавать нормальные условия для выполнения государственными управленческими и правоохранительными органами своих задач.
Действенность государственных расходов зависит от следующих факторов: от абсолютных размеров денежных средств, выделяемых по тому или иному направлению; от структуры этих расходов, то есть от доли определенных статей расходов в общих расходах государственного бюджета; от эффективности использования каждой единицы расходуемых сумм.