Классификация налогов, их критерии, виды и значения
Наиболее распространенным является деление налогов на следующие группы:
1) По объекту обложения- прямые, косвенные
2) По порядку использования- общие, специальные
Прямые налоги взымаются государством, непосредственно с доходов (зарплата, прибыль) или со стоимости имущества (земля, оборудование) налогоплательщика. По сравнению с косвенными, это форма обложения более прогрессивна, т.к. учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Здесь налог взымается на стадии получения дохода. Кроме того, при прямом обложении налогоплательщик точно знает сумму своего налога. Ставки прямых налогов могут быть:
1) Прогрессивные
2) Регрессивные
3) Пропорциональные
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные взымаются с отдельных видов имущества, на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные- налоги, на доход или имущество физических или юридических лиц, взымаемые с источника дохода по декларации, при личном обложении, в отличии от реального, объекты дохода учитываются индивидуально для каждого плательщика. Косвенные налоги, в отличие от прямых, непосредственно не связанны с доходом или имуществом плательщика, объектом обложения здесь выступают товары, работы и услуги, как правило личного потребления. Косвенные налоги увеличивая стоимость товаров, работ и услуг могут вызывать инфляционные процессы. Плательщиком косвенного налога выступает покупатель (потребитель). Собственник товара или лицо, оказывающее услуги и выполняющее работы, в действительности является только сборщиком налога.
Косвенные налоги могут быть 2 видов:
1) Акцизы
2) Таможенные пошлины
Акциз- косвенный налог, на товары, работы и услуги. По способу взимания подразделяется на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам, с единицы товара. Универсальные- налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а также с денежного оборота, оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальными акцизами, налог с оборота имеет ряд преимуществ: он увеличивает доход бюджета автоматически, без повышения ставок, с увеличением номенклатуры потребительских товаров и услуг. Ставки налога с оборота устанавливаются в процентах к стоимости валового оборота продукции или денежного оборота в сфере услуг. Поэтому данный налог прост при расчете и обходится государству дешевле при его взимании.
Таможенные пошлины- косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги. Взимаются пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, ставки устанавливаются в твердой сумме с единицей измерения товара (специфическая таможенная пошлина) или в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина).
Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства. Специальные используются строго для определенных функций. В зависимости от субъекта налогоплательщика, налоги взимаются:
1) С физических лиц
2) С предприятий и организаций
3) Смешанные налоги, уплачиваемые физ. и юр. лицами.
Третья большая:
1) Закрепленные налоги
2) Регулирующие налоги
29.10.11
В России установлена 3-х уровневая система налогообложения предприятий и физ. лиц:
1) Федеральные налоги- они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджета субъектов федерации и местных бюджетов
2) Региональные- устанавливаются представительными органами субъектов федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах налоговые льготы и порядок взимания
3) Местные налоги городов, районов, поселков и других территориальных единиц.
Управление налоговой системой является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация налоговой политики является в процессе управления налоговой системой основополагающей и осуществляется по средствам государственного регулирования и контроля налоговой системы, являющейся объектом управления. Целью управления является обеспечение бесперебойного поступления обоснованных налоговых доходов в бюджет при разумных затратах по их сбору. Согласно налоговому кодексу участниками налоговых отношений со стороны государства являются МИНФИН РФ, ФНС, ФТС, органы государственных внебюджетных фондов. Особое место в структуре государственных органов по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства принадлежит налоговым органам. Главной задачей налоговых органов России является контроль за исполнением законодательных и нормативных актов по налогообложению, правильностью исчисления налогов, за своевременным и полным внесением налогов юридическими и физическими лицами в соответствующие бюджеты. Для решения указанных задач налоговым органам предоставлены следующие права:
1) Требовать от налогоплательщиков документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов
2) Осуществлять налоговые проверки (выемка документов, вызов для дачи показаний)
3) Осматривать используемые налогоплательщиками, для получения дохода, помещения, осуществлять инвентаризацию имущества
4) Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет
5) Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, исполнение налогового законодательства
6) Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, а так же облагать наезд на имущество налогоплательщика
7) Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени за просрочку платежей в бюджет
8) Требовать от банка документы, подтверждающие исполнение платежных поручений
Основные обязанности налоговых органов- соблюдение налоговых органов законодательства о налогах сборах и соблюдения налогового законодательства.
Налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков, соблюдать налоговую тайну, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пенни и штрафов. Обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, уведомления и требования об уплате налогов; обязаны разъяснять применение законодательства о налогах и сборах; обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлению форм отчетности и разъяснять их заполнение. При выявлении нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в соответствующие органы. Федеральный орган исполнительной власти представляет единую систему налоговых органов. Центральный аппарат ФНС руководит деятельностью налоговых управлений и территориальных инспекций, организует работу по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.
Управление налоговой системой- совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов, экономического воздействия на экономические процессы. Управление может быть общим и оперативным. Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Этими органами являются МИНФИН РФ, федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба. МИНФИН является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и валютной политики в РФ.
МИНФИН был создан в 1852 при Александре I. Его основными задачами были:
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной и финансовой политики
2) Концепция финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
3) Составление проекта и исполнение федерального бюджета
МИНФИН разрабатывает предложения по налоговой политике, развитию налогового законодательства и совершенствует налоговую систему РФ, предоставляет отсрочки или рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет.
Федеральная таможенная служба (ФТС)- федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом РФ.
ФУНКЦИИ:
1) Вносит предложения о ставках и механизме
2) Применение таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ
3) Организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товара
4) Обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин
5) Обеспечивает валютный контроль
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Таможенные органы составляют единую систему, включающую региональное таможенное управление и таможенные посты.
наименования уровня | общие | оперативные |
на федеральном уровне | фед.собрание, предидент, правительство РФ, МИНФИН | фед.налоговая служба, фед.таможенная служба |
На региональном уровне | Законодательные органы субъектов РФ, администрация РФ, финансовое управление РФ | Налоговое управление, региональных таможенных органов |
На местном уровне | Законодательные органы местного самоуправления, его глава с администрации, финансовое управление местного самоуправления | Налоговые инспекции по городам, районам в городах. Местные таможенные органы и таможенные посты |
Налоговый контроль
1) Налоговый контроль в системе финансового контроля
2) Камеральная налоговая проверка
3) Внезапная налоговая проверка
Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.
ГНК- система мер, по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления и является завершающей стадией налогового администрирования. Субъектами налогового контроля являются ФНС и ее подразделения, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений. Предметом налогового контроля выступает- законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, оптимальность и другие аспекты налогового контроля. Налог состоит не только из проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке соблюдения правильности исчисления полноты уплаты налогов и сборов, а также в контроле за устранением выявленных нарушений. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной им компетенции. Налоговый контроль проводится по средствам налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов по средствам проверки данных учета и отчетности. При налоговом контроле может проводится осмотр помещений и территорий, которые использовались при получении дохода налогоплательщиками. Основная наиболее эффективная форма налогового контроля-налоговая проверка, которая позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиками других обязанностей.
Виды налоговых проверок:
1) Камеральные - проводимый в отношении всех налогоплательщиков, по месту нахождения налогового органа
2) Выездные - проводимые на основании решения руководителя или его заместителя, налогового органа и предлагают встречные проверки, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика (выход проверяющих по месту нахождения налогоплательщика)
3) Повторные выездные проверки - проводимые на основании мотивируемого постановления вышестоящего налогового органа, после проведения выездной проверки налогоплательщика осуществляемые в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и предполагающее выяснение дополнительных факторов о деятельности хозяйствующих организаций.
Налоговый кодекс, предполагающий проверку соблюдения налогоплательщиками и законодательством, о налогах и сборах и иных нормативно правовых актов, касающихся налогов и сборов, а также выявление налоговых правонарушений, установление причин не полной уплаты, или уклонения от уплаты налогов.
12.11.11
Остаточная стоимость налогооблагаемого имущества предприятия по состоянию на 1.01=100000, на 1.02=150000, на 1.03=130000, на 1.04=140000. Рассчитать среднегодовую стоимость имущества и налог на имущество на 1-й квартал.
Остаточная стоимость=первоначальная – амортизационные отчисления
Налог ==> (100000+150000+130000+140000)/4) * 2,2% /4= 715
|
ЗАДАЧА.
Составила по состоянию на 1.01=140000, на 1.02=150000, на 1.03=140000, на 1.04=150000, на 1.05=160000, на 1.06=170000, на 1.07=160000. Рассчитать среднегодовую стоимость имущества и налог на имущество за полугодие.
((140000+150000+140000+150000+160000+170000+160000)/7)x2.2%/4=840,71
ЗАДАЧА НА ДОМ.
Организация создана 31.01. первоначальная стоимость имущества на 1.02 составила 100000 рублей, остаточная стоимость имущества на 1.03=80000 рублей, остаточная стоимость на 1.04=70000 рублей, на 1.05=65000 рублей, на 1.06=60000 рублей. 30 июня организация прекратила свою деятельность. Рассчитать среднегодовую стоимость имущества и налог за полугодие.
(2) Камеральная налоговая проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, в отношении всех видов деятельности, проводится по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для отчислений и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их должностными обязанностями, без специального решения руководителя налогового органа в течении 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Проверкой должны быть охвачены только те документы налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиками объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
Целью камеральной проверки является определение полноты представленного отчета, правильности заполнения всех форм отчетности , правильности составления расчетов (авансовых расчетов и деклараций по налогам), обоснованность применения ставок налогов и использование налоговых льгот, своевременность уплаты налогов, а также проверка логической связи между данными зафиксированными в отдельных формах. Внимание уделяется расчетам по проверке правильности , определения налоговой базы и суммы налога. Обычно камеральные проверки проводятся отделом налоговой инспекции и по результатам проверок в налоговом органе создается информационный банк данных о деятельности организации, который используется при составлении плана проведения выездных налоговых проверок, результат проверки оформляется специальным актом. Налоговые органы освобождены от ограничений, связанных с проведением повторных камеральных проверок, в течении 1 календарного года, за 1 и тот же период.
(3) Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя или его заместителя , налогового органа. Как правило в соответствии с годовым планом работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок. В случае необходимости выездная проверка проводится в неустановленного графика (реорганизация или ликвидация организации) по поводы выявления нарушений налогового законодательства. При выездной налоговой проверки проверяется достоверность сведений, указанных плательщиками в налоговых декларациях.
Виды выездных проверок:
1) Комплексная , для такой проверки план-график координируется со всеми отделами по соответствующим видам налогов и платежей.
2) Тематическая, охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, вопросы правильности исчислений отдельных видов налогов и других обязательных платежей
3) Экспресс, проводится по 1 или нескольким аспектам деятельности организации. В ходе нее инспектор может ограничиться проведением лишь «теста на достоверность» системы бухгалтерского учета налогоплательщика. При получении положительного результата тестирования, дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводится. Основанием для планирования выездной проверки могут послужить результаты предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых деклараций, которые позволяют сделать предложение о недостоверном отражении отдельных показателей, связанных с исчислением налоговых обязательств, а также запросы других налоговых органов о проведении встречных или других проверок по узкому кругу вопросов.
Результаты выездной налоговой проверки оформляются должностными лицами налоговых органов, в соответствии с налоговым кодексом и другими нормативными актами, определяющими порядок составления актов о проведенных проверках. Выездные налоговые проверки должны проводится не реже 1 раза в 2 года и они должны охватывать только 3 календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, непосредственно предшествующих году проведения проверки. Первоочередной проверке подвергаются организации, которые по имеющимся данным у налоговой инспекции, а также организации, работающие в течении недлительного времени с убытком или получающем чрезмерно большую прибыль.
Основными вопросами при планировании и подготовке выездных налоговых проверок должны быть след.:
1.Сбор инф. о налогоплательщике, Камеральная проверка бух отчетности и расчетов по налогам, выбор объектов для проведения выездных проверок
2.Пред проверочный анализ инф. о налогоплательщиках
3.Предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, о предполагаемых затратах времени на ее проведение и необходимом количестве привлекаемых к проверке работников налоговых и др. контролирующих органов, а также экспертов, специалистов и переводчиков
4.Подготовка и утверждение планов выездных налоговых проверок на предстоящий налоговый период
5.Подготовка перечня конкретных вопросов, подлежащих проверке в проверяемой организации.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. В искл. случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных налоговых проверок орг., имеющий филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого.
Содержание выездной налоговой проверки:
1.Проверка учетной документации, связанной с определением налогооблагаемой базы, исчислением и уплатой налогов
2.Проверка соблюдения налогового законодательства и нормативных документов по налогообложению
3.Проведение в случае необходимости инвентаризации имущества налогоплательщика
4.Осмотр производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода