Классификация налоговых платежей
Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации.
Многие экономисты отмечают, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. В основе каждой классификации лежит совершенно определенный классифицирующий признак. Рассмотрим некоторые из них:
1. Одна из первых классификаций налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов. По этому признаку налоги делятся на:
- прямые налоги;
- косвенные налоги.
Классификация налогов на прямые и косвенные используется для оценки степени переложения налогового бремени с номинального плательщика на конечного потребителя товаров и услуг. Так, прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя или потребителя), а косвенными облагаются трансакции (сделки), поэтому они могут быть переложены путем включения в цены товаров.
Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. Например, в Дании прямое налогообложение занимает 59,9 процента в общем объеме налоговых поступлений, в Финляндии – 41,5 процента, в США – 42,2 процента; в России в 2000 г. доля прямых налогов составляла 31,3 процента, а в 2007 г. – уже 76,71 процента.
2. По субъекту обложения различают:
- налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль, налог на имущество организаций);
- налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц и др.);
- смешанные налоги, которые могут взиматься как с юридических, так и с физических лиц (например, земельный налог).
3. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада:
- «по декларации» (наиболее распространенный способ, когда сумма налога объявляется (декларируется) самим налогоплательщиком);
- «у источника» (способ закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность удержать налог из дохода налогоплательщика и перечислить его в бюджет);
- «по кадастру» (закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов).
4. По критерию назначения выделяют:
- абстрактные налоги;
- целевые налоги.
Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов; как правило, за счет них формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.
5. По срокам уплаты различают:
- срочные налоги (их еще называют разовые, это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия);
- периодические (их называют регулярные или текущие, это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки).
6. Согласно признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различают:
- закрепленные налоги;
- регулирующие налоги.
Закрепленные налоги закреплены за определенным бюджетом и поступают в него полностью в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе. А регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по установленным на очередной год нормативам.
7. Классификация налогов по объекту обложения – классификация, согласно которой можно разграничить налоги:
- с имущества (имущественные) – взимаются с налогоплательщиков по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке); следует отметить характерную черту – их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются только характеристиками имущества;
- с доходов (фактические и вмененные) – взимаются с организаций и физических лиц при получении ими дохода; эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика;
- с потребления – аналог группе косвенных налогов, эти налоги взимаются в процессе оборота товаров, работ, услуг и подразделяются на индивидуальные, универсальные и монопольные в зависимости от степени охвата ими групп товаров, работ, услуг;
- с использования ресурсов (рентные) – налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды; рентными их называют потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты.
8. Классификация налогов по учетно-экономическому критерию важна при изучении налоговой нагрузки. Согласно ей налоги делятся на:
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, включаемые в продажную цену продукции;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги из прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
9. По принадлежности к уровню правления все налоги делятся на:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Последняя классификация единственная из всех представленных имеет законодательный статус, на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ. Эта классификация лежит в основе построения налоговой системы России.