Классовое и общечеловеческое в сущности государства
Марксизм научно обосновал, что ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ является одновременно:
- и важнейшим признаком государства,
- и основным содержанием его сущности
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем, возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое учение , с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе
- трактовку государства исключительно с КЛАССОВЫХ позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма,
- рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы.
Именно применительно к такому обществу они рассматривали ГОСУДАРСТВО как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447 «Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого».
«Государство, — утверждал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». (Соч. Т. 22. С. 200-201).
Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33. С. 8 «Государство — есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)».
Приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства.
Однако нельзя им было придавать всеобщего значения, превращать в догму.
Пагубность такого подхода заключалось в том, что он:
- обеднял и в известной мере искажал представление о государстве,
- содержал упрощенное, одностороннее понимание сущности государства и его социального назначения,
- ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбу внутри отдельных стран и на международной арене.
В связи с коренными изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций ВСТУПИЛА В ПРОТИВОРЕЧИЕс ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал:
- как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве начиная от Аристотеля до Каутского,
- так и его последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий.
Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они,
- в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития,
- сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.
Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен:
- тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне,
- немарксистские теории признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль К. Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента:
- и выполнение ОБЩИХ ДЕЛ, вытекающих из природы всякого общества,
- и специфические КЛАССОВЫЕ функции (т.25.ч.1.С.422).
В приведенном суждении К. Маркса:
- получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству;
- делается шагв направлении преодоления односторонности в трактовке государства,
- понимания государства как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство, наряду:
- с решением сугубо классовых задач,
- выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.
К выполнению ОБЩИХ ДЕЛ относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества:
- организация здравоохранения, образования, социального обеспечения;
- организация средств транспорта и связи; строительство ирригационных сооружений;
- борьба с эпидемиями, преступностью;
- меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы :
- быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил;
- обеспечивать общесоциальную направленность в содержании всех осуществляемых им функций.
Таким образом, ГОСУДАРСТВО:
- сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое,
- выступает одновременно и как организация политической власти общества,
- и как его единственный официальный представитель.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно:
- достигнуть НАУЧНОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ в его изучении,
- рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому трудно согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая отказаться от КЛАССОВОГО подхода, «признав в государстве орудие не классового господства, а социального компромисса».
КЛАССОВОЕ и ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ начала государства не должны противопоставляться одно другому.
Следует иметь в виду, что СООТНОШЕНИЕ между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи было не одинаковым.
Так, напр., в рабовладельческих, феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализ-ма, особенно в государствах с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЕТ классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ и КЛАССОВЫХ начал (сторон) государства В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, трудно не заметить, что приоритет отдается ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.
Государство, представляющее собой преимущественно ОРУДИЕ социального компромисса, должно соответствовать уровню:
- развития демократии, гласности, наличия плюрализма, многопартийности, свободы выборов,
- разделения властей, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличия высокоавторитетного и независимого суда и т. д.