КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ! '• ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности,
т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном
'' явлении, и социального назначения — служебной роли и исторической
' • цели. ' •

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является ' одновременно и важнейшим признаком государства, и основным со­держанием его сущности. Государство по своей сущности есть органи­зация политической власти общества.

. ' Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понима­ние государства, которое более семидесяти лет воспринималось совет­ским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочной общепринятую в совет­ской юридической, философской и политологической литературе трак­товку государства исключительно с классовых позиций, исходя из ос­новополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на го­сударство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали госу­дарство как организацию политической власти экономически господ­ствующего класса, орудие его диктатуры.

«Политическая власть в собственном смысле слова, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — это организованное насилие одного класса для подавления другого»1. «Государство, — утверждал Ф.Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»2. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»3. «Государст-', во, — считал он, — есть орган господства определенного класса, кото­рый не может быть примирен со своим антиподом (с противополож­ным ему классом»)4.

Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонисти­ческими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и , вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении проис-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447. |

2 Там же. Т. 22. С. 200-201.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 73.

4 Там же. Т. 33. С. 8.

Тема 3. Сущность и типы государства

2. Классовое и общечеловеческое и сущности государства




хождения, сущности, функционирования и развития государства, нель­
зя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму и рас­
пространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на
глазах исторических условиях. .

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущ­ности и социального назначения, ориентировал на приоритет принуди­тельной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на меж­дународной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными измене­ниями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с .классовых позиций вступила в противо­речие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государ­
ства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные много­
численные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Ка­
утского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-
демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнооб­
разие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной
России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин,
Н.М. Коркунов, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич
и др.), в большинстве своем представляющих огромную духовную цен­
ность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт
мирового развития, сходятся в понимании государства как института
социального компромисса и достижения общего блага. Однако при
всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда
как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-на­
сильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают
в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечело­
веческую. • ' !
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капита­
ле» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельнос­
тью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы
всякого общества, и специфические классовые функции.

К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимохо­
дом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладель- '
ческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специ­
альной разработки ни в самом, «Капитале», ни в более поздних трудах
Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последовате­
лями. - '

Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает крат­кое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; дела­ется шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке го­сударства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.

И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо

классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой

не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел

относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных

.потребностей общества: организация здравоохранения, образования,

/социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство

ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью,

, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п. ••

: Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компро­мисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и со­трудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе-: чения общесоциальной направленности в содержании всех осущест­вляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классо­вых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматри­вать его таким, каково оно есть в действительности.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односто­ронности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ог­раничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и
классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застыв­
шее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономи­
ческого и политико-государственного развития, достигнутый уровень
прогресса и демократии. i

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовла­дельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных госу­дарствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитар­ным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в ха-

4-1934


Тема 3. Сущность и типы государства

рактеристике сущности и социального назначения государства на пер­вый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сто­рон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по об­щему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гума­нистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современ­ном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие со­циального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, вер­ховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высоко­авторитетного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти ко­торого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Россий­ская Федерация — Россия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне сущест­вующее государство стало правовым.

В действительности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство рассматривается как цель, к которой мы стре­мимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее раз­витие России. Данный процесс должен быть органически пережит об­ществом, которое само должно созреть для этого экономически, поли­тически, духовно, юридически. Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Рос­сийского государства находится все еще в начальной стадии, осущест­вляется не вполне последовательно и недостаточно интенсивно.

Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного со­единения теоретических представлений о том, каким должно быть пра­вовое государство, с повседневной практической деятельностью госу­дарственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.

В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое госу­дарство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они

3. Признаки государства, отличающие его от др. организаций классового общества 51

предполагают необходимые для всего общества законность и правопо­
рядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен
для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет
уйти от ответственности. |

Последовательное обеспечение законности и правопорядка — ос­нова жизнеспособности и прочности демократии и правового госу-, дарства. '• , Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и

, классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего

' определения. Государство — это организация политической власти, не-

:! обходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел,

', вытекающих из природы всякого общества.

Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факто­ров (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь

' в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), нацио­
нальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное,
однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в
определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его
наиболее общих начал — общечеловеческого и классового. ;

Наши рекомендации