Кадастр как система налогообложения
В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа имущественных налогов, одним из которых является налог на землю. Ее необходимость вызвана целым рядом причин. Нынешняя система налогообложения земель основывается на законодательно закрепленных в 1991 году нормативных ставках в рублях на единицу площади, которые постоянно индексируются. Современный уровень развития общества требует перехода к более справедливым принципам налогообложения.
Необходимо реформировать систему земельного налога, которая должна основываться на прозрачных принципах, обеспечивающих справедливость и единство подходов к определению налоговой базы на всей территории страны.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.
Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала. Реализация этих методических положений позволила при расчетах кадастровой стоимости земель использовать общепринятые в международной практике подходы к оценке недвижимости.
Одним из результатов государственной кадастровой оценки земель поселений являются: удельные показатели кадастровой стоимости земель в границах кадастровых кварталов поселений или поселений в целом по 14 видам использования земли, оценочные карты (схемы). Итоговым результатом государственной кадастровой оценки земель является кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» одной из сфер применения результатов государственной кадастровой оценки является налогообложение.
Проектной главой «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации в качестве налоговой базы для земельного налога, были определены кадастровая стоимость земельного участка или нормативная цена земли, ставка налога установлена в процентах от налоговой базы.
Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 года № 261 «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий» и статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации предполагается использовать результаты государственной кадастровой оценки земель для расчетов единого налога на сельскохозяйственного товаропроизводителя и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Существующая в настоящее время система исчисления арендной платы имеет ряд недостатков.
Проведенный анализ результатов государственной кадастровой оценки земель поселений говорит о высокой степени сопоставимости кадастровой и рыночной стоимости, поэтому применение результатов государственной кадастровой оценки позволяет избежать этих недостатков. При использовании результатов государственной кадастровой оценки земель для расчета базовых ставок арендной платы возможна дифференциация ставок арендной платы в зависимости от местоположения и вида функционального использования земельных участков.
|
В процессе выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель различных категорий земель накапливается огромный объем информации, включающей непосредственно результаты государственной кадастровой оценки и исходные данные. При этом исходные данные могут быть использованы в различных сферах самостоятельно, либо в комбинации с результатами земельно-оценочных работ.
Росземкадастром создано специальное программное обеспечение баз данных результатов государственной кадастровой оценки. Основной задачей создания баз данных и соответствующего специального программного обеспечения является обобщение исходных данных и результатов государственной кадастровой оценки земель, структурирование этой информации, разработка способов ее хранения, визуализации и передачи в другие информационные системы.
Среди задач, связанных с внедрением результатов земельно-оценочных работ, необходимо отдельно выделить задачу построения и внедрения системы экономического анализа результатов государственной кадастровой оценки земель. Экономический анализ результатов земельно-оценочных работ для целей налогообложения является важнейшим этапом работ по государственной кадастровой оценке соответствующих категорий земель. Такой анализ необходим, в первую очередь, для выработки экономически обоснованных вариантов налоговой политики на территории субъекта РФ.
Использование системы позволит повысить оперативность при обработке результатов ГКОЗ и построении прогнозов бюджетных поступлений в части земельных и других платежей, в основе расчетов которых лежат показатели кадастровой стоимости земель.
В связи с тем, что результаты ГКОЗ и итоги экономического анализа являются эффективным инструментом при решении управленческих задач финансовыми подразделениями администраций субъектов РФ и муниципальных образований, налоговыми органами, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, комитетами по управлению имуществом и другими структурами, создание системы информационного взаимодействия является актуальной практической задачей. Создание такой системы позволит повысить оперативность при обработке и предоставлении информации экономического характера.
Применение результатов кадастровой оценки позволит снизить налоговое бремя в малых и, как правило, экономически менее развитых населенных пунктах, что в итоге, должно повлиять на повышение их инвестиционной привлекательности и способствовать более равномерному развитию территории страны в целом, обеспечить дифференцированный подход к распределению налогового бремени и внутри самих поселений. В проекте Налогового кодекса Российской Федерации установлены максимальные размеры ставок. Окончательный размер ставок с дифференциацией по категориям земель или без нее будет устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Применение результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственных угодий для налогообложения, основывающейся на независящих от результатов деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, должна будет стимулировать более эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, вводимая на землях сельскохозяйственного назначения система налогообложения будет нацелена на укрепление продовольственной безопасности региона