Признаки отличия средств массовой информации от обычных средств коммуникации
· Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.
· Неограниченный круг потребителей.
· Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, в Интернете и др.)
· Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.
· Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.
Функции СМИ
Функции | Основное содержание |
Информационная | Удовлетворяют потребность населениявинформировании о событиях через газеты, радио, телевидение. |
Формирование общественного мнения | СМИ не могут ограничиваться бесстрастным изложением фактов. Рассказ о событиях сопровождается оценками и комментариями, которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. |
Образование и социализация граждан | СМИ предоставляют населению такие сведения, которые позволяют им ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. СМИ также предлагают и навязывают гражданам определенные политические ценности, идеалы, идеологию, предопределяющие их оценку действий власти, программ политических партий |
Осуществление общественного контроля за действиями власти. | Возможно при существовании СМИ неподконтрольных государству. СМИ осуществляют контроль за властью, информируя население о её действиях. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку в СМИ. |
Выражение общественных интересов. | Выявляют актуальные проблемы, ясно формулируют интересы различных слоев населения, их потребности и оценки. Закрывая независимые СМИ, власть лишает себя возможности получать информацию о реальных проблемах населения; |
Объединение граждан. | Позволяют гражданину понять, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. СМИ способны мобилизовать граждан на единые действия. |
Роль средств массовой информации тем более возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удаленных территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации.
Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Теории развития СМИ
Название теории | Сущность | Основные средства осуществления |
Авторитарная теория СМИ | Государство должно иметь полный контроль над средствами массовой информации. | Цензура – прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти. Экономическое и политическое давление со стороны власти. |
Либеральная теория СМИ | Независимость не от собственника, а прежде всего от государства. | Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную. |
Социальная теория СМИ. | СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления | установление таких ограничений должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением |
1. Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется рядом нормативных актов, главнымиз которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».
· Закон устанавливает норму о свободе СМИ, подкоторой понимаются: отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими;изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в Российской Федерации запрещается.
· Закон запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. использование средств массовой информации в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
· Закон регулирует порядок создания СМИ. В частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.