Роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. Гл. XV.

2. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000, статья «Социокультурная коммуникация».

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

6. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации. Воронеж, 1993.

7. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000.

8. Этос глобального мира. М., 1999.

Роль великих личностей в осуществлении идеалов и утверждении новых ценностей культуры.

Литература побирается самостоятельно в зависимости от выбора студента.

Примерная тематика контрольных вопросов

для самостоятельной работы

(можно использовать в качестве индивидуального задания, вопросы так же могут служить темой реферата).

1. Частнонаучные знания о культуре: аспект, сфера исследований и специфика полученных научных сведений.

2. Особенности философского и культурологического знаний о культуре.

3. Проблема предмета культурологических исследований.

4. Взаимосвязь и соотношение культурологии с науками, изучающими культуру.

5. Проблема методов культурологических исследований.

6. Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». Отражение в них одной из проблем культурологии.

7. Проблемы культурологии в этнографической школе эволюционистов.

8. Культура как средство адаптивной деятельности человека в учении Б. Малиновского.

9. Роль «социальной антропологии» и «культурной антропологии» в становлении культурологии.

10. Развитие идей культурологии в истории европейской философской мысли.

11. Идеи культурологии в отечественной этнографии.

12. Становление культурологии в отечественной философии.

13. Вопросы культурологии в метапсихологической теории фрейдизма и неофрейдизма.

14. Культурологический аспект циклической теории развития культуры Д. Вико.

15. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

16. Закономерности развития культуры в учении марксизма.

17. История культуры в концепциях А.Д. Тойнби и К. Ясперса.

18. Проблемы развития и типологии культуры в теории Ю.М. Лотмана.

19. Проблемы культурологии в философских системах русских философов Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и И.А. Ильина.

20. Культура как игра в учении Г. Спенсера, Ф. Шиллера и Й. Хейзинги.

21. Социологические концепции культуры.

22. Культура как символическая система в учении Э. Кассирера, С. Лангер и Ю.М. Лотмана.

23. Культура – система знаний, информационная система, совокупность текстов (А. Моль, Ю.М. Лотман).

24. Проблемы культурологии в учении славянофилов, западников и евразийцев.

25. Социальная организация первобытного общества: семья, род, тотемная группа, община, племя.

26. Зачатки архитектуры: дольмены, менгиры, зиккураты.

27. Генезис морали. Каннибализм и формирование нравственного табу.

28. Синкретический характер первобытного искусства.

29. Семейные отношения: полигамия и моногамия. Матриархат и патриархат.

30. Солярная и зооморфная мифология Древнего Египта.

31. Изобразительное искусство Древнего Египта.

32. Зачатки пирамид.

33. Литературные памятники Древнего Египта: Книга мертвых, Тексты пирамид, Тексты саркофагов.

34. Месопотамский эпос: сказания о Гильгамеше.

35. Изобразительное искусство и архитектура Месопотамии.

36. Научные представления и медицина Двуречья.

37. Религиозно-философские системы Древней Индии.

38. Символические позы танца, танцевальные позы древнеиндийской скульптуры.

39. Буддизм как религия спасения.

40. Особенности менталитета древних китайцев.

41. Традиционные нормы и ценности в учении Конфуция.

42. Даосизм, учение о моральном законе и пути человека – Дао.

43. Религиозный синкретизм в Древнем Китае.

44. Ислам как культурный феномен, его возникновение и эволюция.

45. Суфизм – мусульманский мистицизм.

46. Особенности мусульманского права и морали.

47. Коран как культурологический источник.

48. Классическая арабская философия средневековья.

49. Арабская астрология, медицина и математика.

50. Культовая и светская архитектура арабского мира.

51. Агональный характер античной культуры.

52. Античная драма и комедия: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

53. Мифы Древней Греции, теогония и политеизм.

54. Пластический образ человека в скульптуре Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя.

55. Возникновения древнегреческого театра, его особенности и роль в культурном процессе.

56. Древнегреческая философия и научная мысль.

57. Аполлоновское и дионисийское в античной культуре.

58. Античный космос и ордера архитектуры.

59. Римская мифология и пантеон богов.

60. Система государственного управления и римское право.

61. Ораторское искусство Древнего Рима.

62. Золотой век римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий.

63. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

64. Инженерные достижения и военное искусство Древнего Рима.

65. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе.

66. Средневековые школы, университеты и госпитали.

67. Научные достижения средневековой цивилизации.

68. Героический эпос средневековья.

69. Куртуазная культура средневековья.

70. Поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров.

71. Оккультные науки средневековья: астрология, каббала.

72. Особенности народной культуры, народные верования и предания.

73. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения.

74. Гуманизм и рационализм как основные черты культуры Ренессанса.

75. Возрождение как соединение античности и средневековья.

76. Теория государства и политики у Н. Макиавелли.

77. Ренессанский образ человека у Данте и Джотто.

78. Формирование реализма в искусстве у Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дюрера, Брейгеля.

79. Идеал женской красоты у Петрарки, Данте, Шекспира.

80. Кризис ренессанса и маньеризм Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, И. Босха.

81. Реформация и буржуазная культура.

82. Контрреформация и становление абсолютизма.

83. Основные черты научной революции XVII в. Наука и государство, наука и религия.

84. Философские взгляды мыслителей XVII (Лейбниц, Гоббс, Спиноза и др.).

85. Стилевые и внестилевые направления в искусстве Нового времени.

86. Дворянская и народная культуры раннебуржуазного общества.

87. Философия европейского Просвещения.

88. Литература эпохи Просвещения.

89. Драматургия и театр Просвещения.

90. Изобразительное искусство Просвещения.

91. Педагогические идеи просветителей и из роль в культурном контексте эпохи.

92. Закат придворной аристократической культуры и формирование индустриального общества в Западной Европе.

93. Борьба за свободу личности как необходимое условие становления нового типа культуры.

94. Романтизм как выражение индивидуализма и особый тип восприятия мира и человека.

95. Особенности классицизма Западной Европы XIX в.

96. Романтизм в живописи и музыке.

97. Критический реализм в литературе Западной Европы XIX в.

98. Влияние философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на западноевропейское художественное творчество.

99. Научно-техническая цивилизация и духовная культура.

100. Фашизм как характерное явление XX в. и его влияние на мировую культуру.

101. Массовая культура в обществе потребления.

102. Культуриндустрия, превращение искусства в товар и потребительская психология.

103. Культура и контркультура.

104. Модернизм и постмодернизм в искусстве.

105. Языческая религия древних славян.

106. Причины и последствия принятия христианства Русью от Византии.

107. Русская иконопись и церковная архитектура.

108. Концепция «Москва – Третий Рим», ее интерпретация и значение.

109. Реформы Петра I как культурная революция.

110. Развитие русской культуры в XVIII – XIX вв. в контексте европейской культуры.

111. Русское искусство и его место в культурной целостности. Художественные стили в истории русской культуры.

112. Основные особенности культуры советского периода.

113. Перестройка и постперестройка как попытки новой культурной революции.

114. Перспективы развития российской культуры в контексте мировой культуры.

Примерный перечень контрольных вопросов

по дисциплине «Культурология»

Часть 1 «Теория культуры»

1. Культурология как научная дисциплина.

2. Раскройте этимологию термина «культура».

3. Основные подходы к пониманию сущности культуры.

4. Основные функции культуры.

5. Сопоставление феноменов «культура» и «цивилизация».

6. Место и роль культуры в цивилизационном процессе.

7. Динамика культуры.

8. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве.

9. Современная индустрия культуры.

10. Язык культуры.

11. Социальные функции языка культуры.

12. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные.

13. Типология культуры. Понятие типа культуры и типологии.

14. Критерии и основания для типологической классификации культуры.

15. Основные культурологические школы.

16. Культурно-антропологическая модель Э. Тайлора.

17. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

18. Концепция культуры О. Шпенглера.

19. Концепция культуры А. Тойнби.

20. Ось мирового времени К. Ясперса.

21. Интегральная модель культуры П.А. Сорокина.

22. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинги.

23. Культурологическая концепция К. Юнга.

24. Дайте характеристику понятиям «культурная картина мира», «религиозная картина мира», «научная картина мира», «художественная картина мира».

25. Искусство как феномен культуры.

26. Искусство и массовая культура.

27. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры.

28. Техника как социокультурное явление.

29. Специфика культурологического изучения техники.

30. Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами.

31. Проблемы и ситуации в культуре XXI в., порожденные современной техникой.

32. Наука в контексте культуры. Научное мировоззрение.

33. Культура и природа. Соотношение «природного» и «культурного».

34. Эволюция представлений о месте человека в природе.

35. Смысл и назначение существования культуры в природе.

36. Культура и личность. Социальная сущность личности.

37. Социализация личности.

38. Личность в разных культурах.

39. Тенденции культурной универсализации в современном мире.

40. Место и роль России в мировой культуре.

Часть 2 «История культуры»

1. Религиозные верования в первобытной культуре: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

2. Роль мифологии в первобытной культуре.

3. Особенности первобытного искусства.

4. Отличительные черты первобытной культуры.

5. Основные черты культуры Древнего Египта.

6. Роль религии, магии, мифологии в Древнем Египте.

7. Научные открытия древних египтян.

8. Основные черты культуры Месопотамии.

9. Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

10. Искусство, архитектура и литература Древней Индии.

11. Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.

12. Своеобразие китайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

13. Генезис и основные этапы развития культуры Древней Греции.

14. Отличительные черты древнегреческой культуры.

15. Влияние Древней Греции на римскую культуру, специфика культуры Древнего Рима.

16. Периодизация средневековой культуры, основные культурные характеристики периодов.

17. Место христианства в культуре; научные знания Средневековья; искусство Средневековья.

18. Понятие Возрождение и общая характеристика эпохи. Итальянское Возрождение.

19. Генезис и основные черты учения протестантизма.

20. Основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII в. Механическая картина мира и ее роль в формировании нового общекультурного мировоззрения.

21. Основные направления в искусстве Нового времени. Барокко и классицизм.

22. Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

23. Основные направления и стили искусства Просвещения.

24. Переоценка ценностей и новая культурная доминанта в западноевропейской культуре XIX в. Либерализм как продолжение культурных движений гуманизма, Реформации и Просвещения.

25. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры. Позитивизм и художественная система критического реализма.

26. Основные противоречия культурного процесса XIX в.

27. Культура Ближнего и Среднего Востока: значение культуры стран Ближнего и Среднего Востока для мировой цивилизации; особенности художественной культуры стран Ближнего и Среднего Востока.

28. Культура XX века: мировые противоречия и кризисы на рубеже веков. Крушение гуманистических идеалов в результате мировых войн. Всемирный характер культурных процессов XX в. Массовая культура.

29. Рост глобальных проблем и место духовности в сфере бытия и культуры.

30. Основные направления искусства XX в.

31. Основные факторы формирования русского самобытного типа и русской ментальности. Культурно-историческое развитие дохристианской Руси.

32. Крещение Киевской Руси. Самобытность культуры Киевской Руси.

33. Русская культура периода монголо-татарского ига.

34. Культура Московской Руси. Особенности новгородской и псковской культуры.

35. Петровские реформы как опыт государственной секуляризации культуры. Реформы в области образования, развитие научного знания. Укрепление культурных связей с Западом.

36. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени. Особенности русского Просвещения.

37. Русская культура XIX – начала XX века: консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры. Достижения русской науки. «Серебряный век» русской культуры.

38. Культура СССР: приобщение широких народных масс к культуре и искусству.

39. Культура СССР: утверждение советского патриотизма и гражданственности в искусстве. Искусство «шестидесятников».

40. Культура русского зарубежья.

41. Постсоветская культура: экономический и социально-духовный кризис в обществе. Рост аморализма, коммерциализация и вестернизация культуры, массовая культура.

42. Проблемы и перспективы культурного развития России, её место в мировом

УСПЕХОВ В УЧЕБЕ!

[1] «Культурология: хрестоматия текстов к семинарским занятиям», составитель Юрочкина И.Н. – Киров: КФ МФЮА, 2008.

Наши рекомендации