Основные ф-ции средств массовой информации и коммуникации. Пол манипулирование.

В переводе с английского языка массовая коммуникация означает «массовое общение». В пол системе «массовое общение» приобретает преимущественно пол хар-р, т.е. массовой пол коммуникации.

Эффективность пол коммуникации зависит от ряда условий:

1. Прежде всего, от наличия не менее двух участников пол процесса, преимущественно информационного хар-ра. В этом случае, отправитель информации называется коммуникатором, а получатель - реципиентом.

2. Важным условием является осознанность реципиентом полученной информации. В зависимости от личных св-в, от условий восприятия, от психологического состояния люди по разному, часто в искаженном виде, воспринимают информацию, особенно пол.

3. Наличие обратной связи от реципиента к коммуникатору во всех звеньях и на всех уровнях коммуникационного процесса. Для средств массовой информации (СМИ) обратная связь необязательна, а массовая пол коммуникация без нее невозможна.

4. Масштабность объем информации и коммуникации.

Официальная группа коммуникации включает:

а) гос институты, обычно представляемые их руководителями или информационными отделами по связям с общественностью;

б) гос национальные средства массовой информации (СМИ);

в) независимые и оппозиционные партии и общественные движения, а также СМИ этих пол образований или самостоятельно существующие;

г) корпоративные стр-ры, куда входят органы центристских партий, общественных групп по интересам, рекламные и иные профессиональные агентства;

д) зарубежные средства массовой информации.

К неофициальным группам коммуникаций относятся:

а) межличностные неформальные контакты и действия по пол вопросам.

б) спорт.

Массовая пол коммуникация выполняет в обществе определенные ф-ции:

1.Информационная ф-цияотвечает за распространение в обществе необходимых сведений и знаний о пол системе, государственном устройстве и политическом процессе. Осуществляется двумя способами. Вербальный (словесный) способ включает речи лидеров, передачу хроники событий по СМИ, митинги, статьи и книги.

К невербальному способу относится мимика, жесты, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета в поведении, разная символика.

2.Ф-ция социализации удовлетворяет потребность членов общества в информации, в налаживании, расширении, углублении и развитии межличностных, групповых и межинститутских контактов. Она нужна для выработки у граждан необходимых норм пол поведения, для ориентировки человека в огромном мире соц явлений, для усвоения им социального опыта предшествующих поколений и современников.

3.Регулятивная ф-ция направлена на то, чтобы выработать оптимальный механизм взаимодействия между эл-тами пол системы – гос-вом и гражданским обществом, поли институтами, организациями и корпорациями.

4.Ф-ция контакта выводится из необходимости человека, получившего информацию как реципиент, поделиться мнением с другим человеком, даже с незнакомым и в любом месте – в транспорте, магазине, в рабочем коллективе. Хар-рно, что окончательное формирование впечатления от полученной информации происходит лишь после обмена мнением с другими реципиентами.

Массовые пол коммуникации располагают такими средствами:

1.Это формальные каналы, куда входят различные организации и движения, партии и партийные системы, гос и общественные институты, группы интереса.

2.Неформальные каналы по установлению коммуникативных отношений весьма многолики и разнообразны. Это слухи, сплетни, молва, анекдоты, частушки, граффити. Эти неформальные средства пол коммуникации очень влияют на формирование оценки, особенно негативной, по отношению к политическому институту или политическому лидеру. Они имеют эмоциональную основу, поэтому привлекательны и хорошо запоминаются.

Слухи:

а) слух – мечта. Например, в США в 1941 году после поражения в Перл–Харборе пошли слухи, что у Японии нет нефти, и очень быстро она будет разгромлена;

б) слух – пугало. После Перл–Харбора США потеряли весь Тихоокеанский флот и стали беззащитной страной;

в) слух ­– разделитель. Например, то, что в Москве все преступления от кавказцев.

3. Важнейшим, пожалуй, главным каналом и средством пол коммуникации являются средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой совок. предприятий, учреждений, организаций, созданных для открытой публичной передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария.

Так уже сложилось, что средства массовой информации в зависимости от режима власти работают в «неодинаковом ключе» в процессе воздействия на аудиторию. Рациональный аспект воздействия направлен на разум человека. Он преобладает в демократических государствах как модель массовых коммуникаций, кот рассчитана на формирование убеждения с помощью аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Здесь практикуется состязательность различных взглядов в борьбе за внимание аудитории.

Другой аспект иррациональный или эмоциональное воздействие. Он широко используется СМИ, что обслуживают тоталитарные или диктаторские (авторитарные) режимы, и знающие, что ч-з живое слово и зрительный образ можно вызвать бурю чувств, кот затмит, захлестнет разумное и логичное.

Ф-ции:

1. пол манипуляции, кот представляет собой скрытое управление пол сознанием и поведением людей, с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки их собственным интересам.

2. критиковать и контролировать. Эта ф-ция основывается на авторитете общественного мнения. Здесь могут быть самостоятельные журналистские расследования, а после обнародования результатов кот. порою заводятся уголовные дела, принимаются важные пол решения, создаются специальные комиссии.

3. воспитательно-образовательная ф-ция СМИ, особенно в области п-ки.

4. СМИ обязательно должны обладать функцией защиты общества от власти.

Печатные СМИ. Они включают газеты, журналы, листовки, книги, плакаты, бюллетени и т.п. Например, периодическая печать. Она по охвату читателей наиболее массовая. Её достоинствав том, что:

а) можно быстро сориентироваться в море информации и решить самому, что читать, а что нет;

б) Можно читать вторично, заучивать понравившееся, переписать, сохранить вырезки;

в) Можно читать везде и в любое время.

К недостаткамотносятся:

а) печать более сложна для восприятия.

б) печать не так оперативна и быстра в реагировании на события.

в) печать не столь близка, как радио или телевидение к межличностным общениям. Электронные СМИ.

а) радио требует гораздо меньших интеллектуальных усилий, чем пресса;

б) оно близко по форме к межличностному общению. Его можно слушать коллективно и обсуждать услышанное;

в) оно очень оперативно;

г) можно слушать радиопередачи в темноте, или занимаясь другими делами.

д) образ коммуникатора домысливается, а события рисуются воображением в некую картину.

К сожалению, эта картина практически не соответствует действительности, а услышанное быстро забывается, и зафиксировать его не всегда возможно.

Телевидение объединяет большинство возможностей всех средств массовой информации. Оно ближе всех технических информационных средств к межличностному общению. Оно почти также оперативно как радио, а главное, телевидение даёт зрительную картину, что вызывает «эффект присутствия» и « соучастия». Недостатком телевидения является то, что оно представляет реципиенту меньше свободы, чем пресса или даже радио в осмыслении информации.

Манипулирование, как способ социального управления, дает государству, как субъекту п-ки, большие преимущества по сравнению с силовыми или экономическими м-дами господства.

Основой пол манипуляции являются соц мифы. Они представляют собою иллюзорную идею, придуманный, нереальный мир. Всё это должно восприниматься на веру без рационального, критического осмысления.

С целью деформации сознания людей наряду с мифами широко используются различные стереотипы. Понятие «стереотипы» представляется собой упрощенное, схематизированы, зачастую искаженное отображение реальной действительности, когда фиксируются и запоминаются только некот черты, порой совсем не существенные, но обладающие относительной устойчивостью. Такими «твердыми отпечатками» в сознании бывших советских людей утвердилась предубежденность, что предприниматель – это спекулянт, т.е. человек, не желающий работать и честно жить; НАТО – заклятый враг; националист – это фактически фашист.

Умолчание. Этот прием наиболее удобен, так как его применение всегда найдет оправдание: в мире столько происходит событий, что за всеми не угонишься, о всех не расскажешь. Как вариант умалчивания используются полуправда. В этом случае обычно объективно и подробно освещаются конкретные, но малозначительные детали, стороны события или явления, тем самым завоевывается и обеспечивается доверие аудитории. На этой основе замалчиваются более важные, основные факты, и зрители потребляют ложную интерпретацию событий.

Очень распространенным приемом манипуляции является так называемая «спираль умалчивания», основанная на использовании закономерности массовой психологии. Начинается эта спираль с того, что на основе демонстрации уличного опроса, подобранного и выбранного, делается видимость, что необходимое центральной власти мнение стало господствующим. Это вынуждает иначе думающих людей из опасения оказаться «белой вороной», присоединиться к угодной манипуляторам позиции. Образуется мнимое большинство, кот на фоне умалчивания иных взглядов, заявляет о себе ещё громче и наглее. Смещение акцентов, сгущение красок в выгодных местах информации. Наклеивание ярлыков. Это способ компрометации лиц, лидеров или их идей перед общественностью. Фрагментарный способ подачи информации с целью воспрепятствовать непрофессионалам создать целостную, объективную подробную картину пол явлений и событий. А так как телевидение ориентировано на создание, прежде всего, зрительного образа, то происходит дробление материала, создающего видимость его разносторонности, а внимание нацеливается на самых выгодных фрагментах или, наоборот, на самые отвратительные.

Наши рекомендации