Средств массовой коммуникации

Основные типы изданий

Система средств массовой коммуникации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга. Издается четыре с половиной тысячи газет, почти полторы тысячи журналов, более восьмисот бюллетеней. В эфир выходят три сотни телепрограмм, более ста восьмидесяти радиопрограмм. Их обслуживают триста информационных агентств.

Журналистика выполняет множество различных функций в обществе. Она информирует о происходящем. Она пытается утвердить определенный образ жизни, пропагандируя политические и духовно-нравственные ценности. Она помогает разобраться в законах и нормативных актах. Она мобилизует общество на выполнение определенных задач. Она развлекает. Она воспитывает. Она ведет образовательную работу. Она помогает успокоиться, излечивая психику от стрессов. Она объединяет тех, кого социально-экономический кризис разбросал в собственные мирки. И еще многое, многое другое.

Как же разобраться во всем этом многообразии? По каким критериям разделить все средства массовой коммуникации на группы? И сколько их, этих самых групп?

Тут нам на помощь и приходит типология средств массовой коммуникации. Она нужна не только читателям, слушателям и зрителям, но и журналистам. Ведь на организацию работы редакции накладывает отпечаток любая специфическая черта конкретного средства массовой коммуникации. Обычно говорят о количественно-качественных характеристиках, ареале и способе распространения.

К качественно-количественным признакам относят тип издания, содержание, язык, категории читателей, периодичность, время выхода, тираж, формат, объем, оформление. Есть издания, различающиеся по политическим ориентациям, по тематической направленности; есть такие, которые выходят на национальных языках; есть разделяющие аудиторию по половым, возрастным, социальным признакам, образовательному уровню, индивидуальным интересам и пристрастиям; выходящие ежедневно, ежеквартально, ежегодно, утренние, дневные, вечерние.

Конечно, одно и то же издание может быть определено сразу несколькими признаками. Например, "Вечерняя Казань" - это вечерняя газета, объемом в один печатный лист, на четырех страницах формата А4, на русском языке... Здесь можно еще добавить ряд характеристик, которые и называются качественно-количественными.

Вторая группа признаков относится к распространению изданий. Это способ распространения - подписка, продажа, раздача; платный или бесплатный; печатное издание, телепередача, радиопрограмма, электронная версия. А еще здесь учитывается ареал распространения - центральные издания, региональные, республиканские, краевые, областные, городские, районные, ведомственные.

Скажем, та же "Вечерняя Казань" - городская газета, печатное издание, распространяющееся по подписке и в розничной продаже, коммерческое, платное.

Если мы внимательно присмотримся к средствам массовой коммуникации, то сможем выделить около двух десятков оснований типологизации. Часть из них связаны с разделением читательской аудитории по таким критериям:

по возрастному признаку - газеты для детей, для молодежи, для пенсионеров;

по половому признаку - женские и мужские издания;

по социальному статусу групп аудитории - рабочая пресса, пресса для предпринимателей, издания для безработных;

по образовательному уровню - издания для интеллектуальной элиты, общедоступные издания, "желтая" пресса;

по индивидуальным интересам - издания для садоводов, любителей рукоделия, для автомобилистов;

по физическим характеристикам - издания для инвалидов, для слепых;

по специализации - издания для врачей, для ученых, для бухгалтеров;

по политическим ориентациям - демократические издания, коммунистические, пресса социальной ответственности.

Другая часть оснований типологизации опирается на различия:

по издателю - государственные издания, частные, коммерческие;

по региональному признаку - центральные, республиканские, городские;

по языку - например: немецкие, татарские, японские;

по характеру материалов - информационные, аналитические, художественно-публицистические;

по объему издания - четырехполосные, восьмиполосные, шестнадцатиполосные; печатный лист, половина печатного листа, четверть печатного листа;

по оформлению - иллюстрированные издания, черно-белые, цветные;

по периодичности - ежедневные, еженедельные, ежемесячные;

по времени выхода - утренние, дневные, вечерние;

по способу выхода - печатные, электронные, телевизионные;

по тиражу - количеству экземпляров каждого номера издания;

по цене - платные, бесплатные;

по виду издания - основной, дополнительный, приложение.

Конечно же, это далеко не все признаки, которые можно выделить, если пристально вглядеться в систему средств массовой коммуникации. Но, как видите, даже этих вполне достаточно, чтобы журналисты могли учесть самые разнообразные интересы и вкусы читателей.

Развитие технических форм системы средств массовой коммуникации, в свою очередь, ведет к дальнейшему увеличению типологических признаков.

Скажем, телевизионные программы и радиопередачи могут быть разделены по ареалу распространения (всероссийские, региональные), по содержанию и жанрово-тематическим особенностям (информационные, спортивные, музыкальные), по форме собственности (государственные, акционерные, частные).

Многопрограммность телевизионного производства ведет к профилированию телеканалов по ряду признаков: тематическому (новости, кино, образование), аудиторному (детский, молодежный, женский), учредителю (президентский, общественный, творческих союзов), национальному (республиканский, для национальных групп населения), территориальному (зарубежный, межгосударственный, вплоть до кабельного), временному (круглосуточный, вещающий в определенное время - утренний, ночной), источнику финансирования (бюджетный, коммерческий, арендный). Конечно, все эти признаки могут пересекаться: например, платный информационный круглосуточный канал.

Современное телевидение включает в себя разновидности, которые дополняют типологические признаки. Скажем, есть антенное телевидение, есть - спутниковое, есть - кабельное, кассетное или титровое. Все большее распространение в мире получает и так называемое компьютеровидение - своеобразное соединение телеэкрана с ЭВМ. Оно открывает пути стереотелевидению, виртуальной реальности и дуплексному телевидению. Если с первыми двумя разновидностями мы с вами хоть чуть-чуть уже знакомы, то дуплексное телевидение - дело недалекого будущего. Оно представляет собой двустороннее телевизионное общение, при котором зрители непосредственно участвуют в происходящем на экране.

Как вы понимаете, такие сверхсовременные технологии вне всякого сомнения скажутся на увеличении типологических признаков системы средств массовой коммуникации.

Широкие возможности выбора у аудитории создают конкуренцию в мире средств массовой коммуникации. Журналистам приходится учитывать возможных адресатов их произведений, а значит, учитывать весь комплекс типологических характеристик издания, в котором он работает.

Сегодня полноценная жизнь человека невозможна без разветвленной системы средств массовой коммуникации. И профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общества. Многообразие форм воздействия на аудиторию лишь помогает в этом.

Авторитарная пресса

Система массовой коммуникации - особый социально значимый феномен. Это одновременно и важный источник информации, и специфическое средство контроля за общественными представлениями о ценностях, и арена, на которой разыгрываются многие события общественной жизни...

Денис Маккуэйл, один из ведущих теоретиков массовой коммуникации, автор многократно переиздававшегося в мире учебника "Теория массовой коммуникации", утверждает, что нет таких социальных проблем, которые не были бы связаны с масс-медиа. Причем, масс-медиа - это не синоним массовой коммуникации. Это крупномасштабные организации, бюрократические и корпоративные по своей природе, которые используют одну или несколько технологий (прессу, радио, телевидение) для связи, для общения с широкой аудиторией. Одним словом, это организованные технологии массовых коммуникаций.

Фактически само общение, которое подразумевается под коммуникацией, обретает форму промышленного производства различных по целям продукций - газетно-журнальных, радио, телевизионных и других. Управляемое высокоспециализированными, но бездушными технократами, общество могло бы стать толпой обезличенных людей, которой постоянно манипулировали.

Вспомним, что в разных странах, в таких непохожих национальных образованиях, как, например, Япония и Россия, долгие годы царила идея зависимости личности от государства. Вне государства человек остается примитивным существом, - так считали Платон, Н.Макиавелли и Г.Гегель, из работ которого современные исследователи выводят происхождение и фашизма, и современного коммунизма. Средства массовой коммуникации, по этой теории, должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помогать ему в достижении поставленных целей.

Понятно, что в таком случае необходимо решить вопрос: у кого должно быть право использовать средства информации, - то есть, должно ли каналы связи с отдельными гражданами использовать непосредственно государство или эти каналы должны быть полунезависимыми, а может быть их следует полностью передоверить тем, кто доказал свою лояльность правительству?

В разные эпохи в разных странах мира разные авторитарные правительства при ответе на этот вопрос склонялись к мнению, что за средствами массовой коммуникации должен быть строгий надзор. Конечно, осуществлять его можно было по-разному. Скажем, через раздачу правительственных патентов и лицензирование, через экономический или политический надзор, через введение предварительной цензуры... Тоталитарная власть диктовала журналистам разрешенную тематику произведений. Запрещалось, прежде всего, критиковать политические принципы и лидеров власти. Можно было подвергнуть сомнению политическую машину, но те, кто ей управлял, должны были быть неприкосновенны.

Это утверждение справедливо по отношению к любому виду авторитаризма, но вдвойне - к тоталитаризму, самому жесткому из них.

Надо помнить, что при авторитаризме формально существуют парламент, партии, разделение властей, что гражданское общество не полностью поглощено государством, что возможны даже дозированное инакомыслие и определенные социальные конфликты. Журналисты активно вскрывают недостатки существующие в обществе, а власти, проявляя заботу о людях и осуществляя социальную справедливость, их устраняют. Но при этом существует четкая регламентация: что можно вскрывать (например, алкоголизм на производстве, недовес продуктов в магазине), а что лучше не заметить (например, злоупотребление властью высоким начальством или неблагоприятную экологическую обстановку в городе).

Распространение информации о делах правительства не поощряется. Во всяком случае, не публикуется практически никакой информации об обсуждении проблем в центральном совещательном органе. Гласности предаются только те решения, которые требуют всеобщей поддержки. И общество именно так должно реагировать на такие сообщения: средства массовой коммуникации организовывали кампании в поддержку решений, публиковали письма с мест, репортажи с собраний на предприятиях, где единогласно голосовали "за".

Автократическая традиция в России, что характерно, не стареет. Хотя, говоря об авторитаризме, надо иметь ввиду, что лидер-авторитарист окружает себя послушной ему командой, тверд, деятелен, импульсивен, а это может быть и положительными качествами, и отрицательными. Все зависит от личных качеств лидера. Он может быть эгоистом, диктатором, консерватором, а может быть знающим профессионалом, стремящимся к прогрессивным изменениям. Поэтому при одном и том же типе правления власть может быть реформаторской, как при Петре Великом, или агрессивно-догматической.

За последние тридцать лет бесконечные серии переворотов и революций, которые подчас бывает трудно отличить друг от друга, приводили различные государства к смене одного авторитаризма другим, как это случилось, например, в Иране, когда в 1979 году вместо шахского режима утвердилась власть Хомейни. Военные диктатуры, как формы авторитарного режима, считались ведущими политологами мира наиболее подходящим типом власти для стран, совершающих переход от традиционного к индустриальному обществу. Возлагались надежды на то, что армия как наиболее организованная сила сможет провести все необходимые преобразования "сверху", что она в состоянии противостоять коррумпированным элементам в государственном аппарате и является символом национального единства, поскольку набирается из различных социальных слоев, национальностей и регионов. В реальной жизни все происходило иначе: военные чаще всего, оказавшись неспособными создать такие институты, в деятельности которых могли бы участвовать представители различных политических течений и сил, стремились поставить все сферы общественной жизни под собственный контроль.

Само собой разумеется, что средства массовой коммуникации в этих условиях могли отражать лишь то, что показывало бы армию с лучших сторон, а военный режим как самый справедливый из всех существующих форм правления. Их моральный долг заключался лишь в поддержке государства. Советская авторитарная система несколько отличалась от иных форм правления подобного типа. Коммунисты всячески подчеркивали необходимость конструктивного использования средств массовой коммуникации как компонента агитации за достижение мировой революции. При коммунизме государство уже не довольствуется только ограничением возможностей средств массовой коммуникации вмешиваться в политику государства, а пытается активно использовать их для достижения своих целей. При этом государство монопольно владеет всеми средствами воздействия на массы. Подобное существует и при фашистских режимах власти. Все иные формы авторитарного правления позволяют средствам массовой коммуникации или большей их части оставаться в частных руках в качестве частных капиталистических предприятий. При коммунизме государство владеет и управляет средствами массовой коммуникации от имени общественности, всячески ограничивая доступ материалов из иностранных источников.

Фашистская Германия, признавая необходимость информирования своих граждан о самых насущных проблемах, стоящих перед правительством, разрешила избранным органам печати функционировать на основе капиталистического свободного предпринимательства. Электронные же виды связи (радио, телевидение) при всех современных тоталитарных правительствах всегда оставались в монопольном владении государства.

Конечно, не все тоталитарные режимы одинаковы. Социалистическая Куба совершенно не похожа на нацистскую Германию, Югославия и Китай 1980-х годов отличались не только друг от друга, но и от СССР. И все же отношение к контролю за средствами массовой коммуникации у них одинаковое. Гражданам государства предлагается лишь официальная точка зрения на события, поощряется поведение, угодное режиму, и оппозиционеры принуждаются либо покинуть страну, либо уйти в глубокое подполье. Для подавления инакомыслия используются средства цензорского надзора или формы террора (открытого или замаскированного под массовые народные суды). И средства массовой коммуникации должны способствовать этим акциям. Осуждение крамольных мыслей, критических суждений организуется в массовые кампании на страницах прессы, - вспомните, например, осуждение произведений Б.Л.Пастернака или А.И.Солженицына. При этом политическая система постепенно утрачивает способность к самокритике, утверждаясь в мысли о собственной непогрешимости. Борьба и единство противоположностей, лежащие в основе всякого, в том числе и общественного, развития, заменяются единомыслием, что приводит к прекращению движения вперед, к так называемому застою и гибели режима.

Наши рекомендации