В чем заключается отличие режима коммерческой тайны от режима служебной тайны?

План

1. В чем заключается отличие режима коммерческой тайны от режима служебной тайны? 3

2. Составьте сравнительную таблицу – налоговая тайна, банковская тайна, тайна страхования в информационном праве. (элементы таблицы субъекты, объекты, различие, нормативное правовое регулирование). Нормативные правовые акты перечислить с указанием даты принятия и последних изменений в законодательстве, процитировать положения конкретных статей нормативного правового акта по данному вопросу. 6

3. Задача. 11

Список использованной литературы.. 14

В чем заключается отличие режима коммерческой тайны от режима служебной тайны?

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческая тайна является результатом интеллектуального труда отдельного человека, юридического лица. Под коммерческой тайной понимается особый режим доступности, например, к научной информации. Такой режим установлен Законом о коммерческой тайне[1], который обеспечивает его четкую регламентацию. Служебная тайна очень часто отождествляется с коммерческой тайной, в отличие от нее составляющая ее информация связана с профессиональной деятельностью ее обладателей[2].

Понятие служебной тайны определено в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"[3].

Согласно указанному пункту служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Приведенное определение отличается от определения коммерческой тайны, поскольку последняя представляет собой режим конфиденциальности информации, а не саму информацию (сведения). И это правильно, ибо тайна - это режим, в котором находятся те либо иные сведения, а не сами сведения.

В отличие от режима коммерческой тайны, который может быть введен любым обладателем сведений, подлежащих закрытию, режим служебной тайны вводится органами государственной власти, хотя сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органах государственной власти, но и в любых иных, в том числе коммерческих, организациях.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах между тем содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, согласно ст. 155 УК РФ[4] признается преступлением разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную тайну.

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, определен в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233[5].

В указанный перечень включены:

- акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования, а также производственных объектов;

- описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

- порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц;

- сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организации, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Составьте сравнительную таблицу – налоговая тайна, банковская тайна, тайна страхования в информационном праве (элементы таблицы субъекты, объекты, различие, нормативное правовое регулирование). Нормативные правовые акты перечислить с указанием даты принятия и последних изменений в законодательстве, процитировать положения конкретных статей нормативного правового акта по данному вопросу.

Общая характеристика налоговой тайны. В соответствии с ч. 1 ст.102 НК РФ[6], налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. 313 НК РФ).

Общая характеристика банковской тайны.

Согласно ст. 857 ГК РФ: «1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков»[7].

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (п.1 ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности"[8]).

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (Статья 57 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[9]).

Общая характеристика тайны страхования.

Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 139 или статьей 150 настоящего Кодекса (ст. 946 ГК РФ).

Таблица № 1

Сравнительная таблица налоговая тайна, банковская тайна, тайна страхования в информационном праве

Вид тайны Субъекты тайны Объекты тайны Нормативное регулирование
Налоговая тайна Налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственного внебюджетного фонда и таможенные органы, налогоплательщики   Сведения о налогоплательщике за исключением сведений указанных ч. 1 в ст. 102 НК РФ Статьи 102 и 313 Налогового кодекса РФ  
Банковская тайна Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов. Клиенты и корреспонденты Сведения об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Статья 857 Гражданского кодекса РФ (часть вторая); Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; Статья 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
3. Тайна страхования Страховщик и страхователь Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц Статья 946 Гражданского кодекса РФ (часть вторая); Статья 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Статья 32 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; Статья 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"  

Задача

ООО «Нижневартовский инструментальный завод» обратилось в суд с иском к газете «Уральский трудовик», в котором был опубликован следующий фрагмент: «Как заявил вице-губернатор Пермской области Малахитов М.Г., по его мнению «Нижневартовский инструментальный завод является незаконной фирмочкой, занимающейся сомнительной деятельностью». ООО «Нижневартовский инструментальный завод» полагало, что такая статья порочит его честь, достоинство, деловую репутацию и потребовал опровержения. Газета «Уральский трудовик» заявила, что в статье было выражено мнение, а не позиция конкретного лица. Кроме того, к ответственности должен был быть привлечен вице-губернатор Малахитов М.Г., а не средство массовой информации. Наконец, по мнению газеты у заявителя как у юридического лица отсутствовали честь и достоинство, а возмещению мог подлежать лишь вред, причиненный деловой репутации.

Решите дело.

Решение

В соответствии со ст. 152 ГК РФ[10] юридическое лицо, вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Для применения данного способа защиты необходимо наличие трех условий - обстоятельств, имеющих значение для дела, которые обязательно должны быть установлены:

- сведения должны быть распространены;

- сведения должны быть порочащими;

- сведения не должны соответствовать действительности.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"[11] под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Факт распространения, как правило, не сложен для доказывания и подтверждается приобщением к иску материального носителя спорной информации (надлежаще зафиксированная распечатка с сайта, копия печатного издания, дословное содержание видеофонограммы и проч.).

Сложнее дело обстоит с признанием сведений порочащими. Постановление Пленума ВС РФ дает следующее понимание порочащих сведений: порочащими, в частности, являются сведениями, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики и обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

В соответствии с п.5 Постановление Пленума ВС РФ, надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком.

При рассмотрении дел о защите деловой репутации важно различать:

- утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить;

- оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (абз. 3 п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 3).

Таким образом, если сведения были распространены в СМИ, надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего СМИ. Если сведения были распространены в СМИ с указанием лица, являющегося их источником, это лицо также является надлежащим ответчиком.

Вице-губернатор, который полагает, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему пунктом 3 статьи 152 ГК РФ и статьей 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (c изм. от 05.02.2014 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 6. – Ст. 548.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 2016. - № 27. - Ст. 4287.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2016. – № 22. – Ст. 3094.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - Ст. 3824; 2016. - № 27. - Ст. 4175.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2016. – № 28. – Ст. 4559.

6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036: 2016. - № 1. – Ст. 65.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3448; 2016. – № 28. – Ст. 4558.

8. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. - Ст. 3283; 2014. - № 11. – Ст. 1100.

9. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. – Ст. 2790; 2016. – № 27. - С. 4295

10. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 170; 2014. – № 11. – Ст. 1094.

11. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1996 - № 6. - Ст. 492; 2016. - № 27. – Ст. 4295.

12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300; Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27. – Ст. 4214.

13. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127; 2015. - № 29 (часть II). – Ст. 4473.

14. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30. – Ст. 3165; 2016. - № 13. – Ст. 1833

Материалы судебной практики:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012 г.) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. – № 8.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2005. – № 4.

Специальная литература:

1. Информационное право / И.М. Рассолов. - М.: Норма, 2016. – 352 с.

2. Килясханов, И. Ш. Информационное право в терминах и понятиях. - М.: Закон и право, 2012. – 136 с.

3. Ловцов, Д.А. Информационное право: Учеб. пособие / Д.А. Ловцов. - М.: РАП, 2015. – 228 с

4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (постатейный) / Под ред. В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – 612 с.

5. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015. – 199 с.

[1] Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. - Ст. 3283; 2014. - № 11. – Ст. 1100.

[2] Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (постатейный) / Под ред. В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – С. 418.

[3] Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127; 2015. - № 29 (часть II). – Ст. 4473.

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2016. – № 28. – Ст. 4559.

[5] Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30. – Ст. 3165; 2016. - № 13. – Ст. 1833

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - Ст. 3824; 2016. - № 27. - Ст. 4175.

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2016. – № 22. – Ст. 3094.

[8] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1996 - № 6. - Ст. 492; 2016. - № 27. – Ст. 4295.

[9] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. – Ст. 2790; 2016. – № 27. - С. 4295

[10] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 2015. - № 29. - Ст. 4394.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2005. – № 4.

Наши рекомендации