Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны
Согласно части 1 статьи 139 ГК РФ, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Таким образом, законодатель связывает существование коммерческой (служебной) тайны с обязательным одновременным наличием следующих ее составляющих;
♦ действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации в силу ее неизвестности третьим лицам;
♦ отсутствием свободного доступа к ней на законном основании;
♦ мерами по охране конфиденциальности информации, принимаемыми ее обладателями.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленные элементов лишает информацию статуса коммерческой (служебной) тайны.
Правовое регулирование коммерческой тайньГ в настоящее время осуществляется Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004г.№98-ФЗ.
В статье 3 этого нормативно-правового акта даются нормативные определения понятий «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну». Коммерческая тайнаопределяется законодателем как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможные обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получись иную коммерческую выгоду. Представленное в той же статье Федерального закона «О коммерческой тайне» понятие информации, составляющей коммерческую тайну,представляет собой дальнейшее развитие нормы части 1 статьи 139 ГК РФ, и звучит как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая цЛи иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем информации введен режим коммерческой тайны.
Устанавливая одни и те же условия для признания информации коммерческой и служебной тайной в части 1 статьи 139 ГК РФ, законодательство исходит из того, что фактическое содержание коммерческой и служебной тайны в ряде случаев совпадает. Критерием от-
1 Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайне, урегулирован постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.
несения информации к различным категориям тайн (коммерческой или служебной) является различие субъектов, в собственность (распоряжение) которых поступили сведения. Изменение субъектов создает ситуацию, при которой сведения меняют свой правовой статус, не меняя фактического содержания. Например, информация, составляющая коммерческую тайну, может при передаче ее в банковские или налоговые органы превратиться, соответственно, в служебную (банковскую, налоговую) тайну.
К сведениям служебного характера отечественное законодательство относит лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы. Часть такой информации (в том числе составляющей коммерческую тайну) истребуется у физических и юридических лиц государственными структурами (налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами). Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие имеют право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей. Конфиденциальные сведения (в том числе составляющие коммерческую тайну), полученные государственными органами (и их сотрудниками) в связи с исполнением должностных обязанностей, приобретают статус служебной тайны,порождающей правовые последствия как для государственных структур в целом, так и для отдельных государственных служащих, допущенных к ней. Использование указанных сведений регламентировано Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1233.
Условия защиты коммерческой тайны,установленные в статье 139 ГК РФ и Федеральном законе «О коммерческой тайне», совпадают с условиями охраны секретов производства (ноу-хау), предусмотренными действующей ныне статьей 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Более того, сами составляющие ноу-хау секреты производства также охватываются понятием коммерческой тайны и являются ее частным случаем применительно к производственной деятельности.
Вместе с тем сведения управленческого, производственного, научно-технического, коммерческого и иного характера, которые не предоставляют ничего принципиально нового в сравнении с общедоступными сведениями (например, информация о способах организации работы, применении передовых технических приемов, позволяющих повысить производительность, сведения о фактических затратах на производство продукции, на основании которых можно рассчитать финансовую конкурентоспособность организации), не являются изобретениями и в отличие от секретов производства не охраняются патентным правом. Однако они находятся в исключительном владении определенного хозяйствующего субъекта, которому их раскрытие может причинить экономический ущерб. В связи с этим законодатель наделяет обладателя указанной информации правом придать ей статус охраняемой путем отнесения соответствующих сведений к коммерческой тайне и, таким образом, закрыть к ним свободный доступ на законном основании.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» называет следующие меры по охране конфиденциальности информации, которые могут быть приняты ее обладателем:
♦ определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
♦ ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля его соблюдения;
♦ учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
♦ регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
♦ нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства).
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, вышеуказанных мер. Отметим, что наряду с мерами, указанными в части 1 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты ее конфиденциальности, а также другие не противоречащие законодательству РФ меры. При этом режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для того чтобы стать объектом правовых отношений, информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть зафиксирована на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе, кино-, фотонегативе, других материальных объектах, в том числе физическом поле) и снабжена реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Право собственности на информацию, зафиксированную на материальном носителе, возникает с момента регистрации в установленном порядке документа, в котором она содержится.
Зафиксировав право собственности на документ, обладатель коммерческой тайны обязан установить специальный порядок обращения с ним (включить его в систему охранительных отношений).
Факт внесения документа в эту систему отражается в соответствующем грифе конфиденциальности, который наносится на каждый экземпляр носителя информации (например, «коммерческая тайна»). Установленный таким образом гриф является официальным охранительным знаком — предупреждением о закрытии свободного доступа к документу. Дальнейшее обращение с документами, включенными в охранительную систему, осуществляется в особом правовом режиме. Лица, допускаемые к документам и содержащейся в них информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, должны дать соответствующие письменные обязательства в отношении их защиты. Устанавливаются особые условия передачи права собственности на документ, условия снятия ограничения на доступ к сведениям, содержащимся в документе.
Наряду с грифом конфиденциальности защищаемый документ должен содержать регистрационный номер, товарный знак (знак обслуживания, фирменное наименование) или иные знаки, зарегистрированные в установленном порядке, позволяющие идентифицировать законного обладателя сведений. При невозможности нанесения реквизитов на носитель сведений, составляющих коммерческую тайну, они указываются в сопроводительной документации на него.
Поскольку информация, составляющая коммерческую тайну, нередко воплощается в предметах (изделиях, блоках, агрегатах, приборах, веществах), ее носителем, наряду с документами, могут служить также предметы. Однако и в этом случае для признания сведений коммерческой тайной необходимо, чтобы информация была предварительно задокументирована в установленном порядке. Применение этих мер призвано предотвратить возможное заявление нарушителя права собственности об использовании информации (копировании, передаче и др.) по неосведомленности.
Режим коммерческой тайны должен не только ограничить круг лиц, имеющих доступ к документам, содержащим соответствующие сведения, и сделать их недоступными для посторонних, но и обеспечить оптимальный режим пользования ими для тех, кому они доверены.
Круг лиц, которым могут быть доверены указанные сведения и на которые в связи с этим налагаются обязательства соблюдения их конфиденциальности, установлен ГК РФ. В число этих лиц входят участники (учредители) хозяйственного товарищества или общества (ст. 67 ГК РФ); работники, принявшие обязательство сохранять конфиденциальную информацию по трудовому договору; контрагенты, принявшие обязательство по гражданско-правовому договору (ст. 139 ГК РФ); коммерческие представители, обязанные сохранять в тайне ставшие им известными сведения о торговых сделках и после исполнения данных им поручений (ст. 184 ГК РФ); подрядчики, получившие благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая или служебная тайна; пользователь по договору коммерческой концессии (ст. ЮЗ2 ГК РФ). В число указанных субъектов входят также банки, выполняющие операции по счетам клиента. Содержание таких операций и сведения о клиенте являются банковской тайной. Однако это обстоятельство не лишает ее статуса коммерческой тайны клиента [84].
Обязательства физических и юридических лиц по сохранению коммерческой и служебной тайны оговариваются в гражданско-правовых и трудовых договорах. В случае установления долговременных отношений по поводу совместного использования сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, заключается самостоятельный договор о неразглашении информации, который может дополняться по мере необходимости приложениями в виде протоколов. Собственником конфиденциальной информации, переданной физическому или юридическому лицу для использования в совместной деятельности, при этом остается передающая сторона. В случае возникновения необходимости она по своему усмотрению вправе требовать возвращения либо уничтожения носителей сведений. Основания и порядок возврата конфиденциальных сведений оговариваются в договоре о неразглашении информации. Передача права собственности на информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну, также осуществляется по соответствующему договору. Право собственности на нее возникает с момента регистрации договора либо оформления другого предусмотренного законодательством документа о ее принятии.
Законодатель устанавливает два вида ограничений на право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имеющейся у него коммерческой информацией. Первый может возникнуть в случае, когда государство признает необходимым отнести конкретные сведения коммерческого характера к государственной тайне. При этом она в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» выкупается у обладающих ею физических и юридических лиц. Собственник сведений, отнесенных к государственной тайне, вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих государственных органов.
Второе ограничение заключается в запрете относить к коммерческой тайне данные, необходимые для обеспечения деятельности налоговых, правоохранительных и контролирующих органов. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну,установлен в настоящее время статьей 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» и постановлением Правительства РФ от 05 декабря 1991 г. № 35. Согласно этому перечню, коммерческую тайну не могут составлять:
♦ учредительные документы и устав юридического лица;
♦ документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, лицензии, патенты);
♦ сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности организации и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
♦ сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
♦ сведения о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе его охране, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии в организации свободных рабочих мест;
♦ сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
♦ сведения о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
♦ сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
♦ сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
♦ сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Указанные ограничения не распространяются на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности организации, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну. Нарушение законодательства о коммерческой и служебной тайне влечет за собой гражданско-правовую, дисциплинарную и уголовную ответственность.
Гражданско-правовой способ защиты коммерческой и служебной тайныпредполагает возмещение убытков, причиненных правообладателю конфиденциальной информации. Согласно статье 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Обязанность возместить причиненные убытки возлагается и на работника, разгласившего коммерческую или служебную тайну вопреки трудовому договору. Это позволяет работодателю более полно компенсировать потери, чем при использовании материальной ответственности в рамках трудового права. Кроме того, такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 статьи 81ТК РФ он может быть уволен за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Данное основание увольнения является новым, ранее действовавший КЗоТ РСФСР его не предусматривал. Работодатель может уволить работника за однократный проступок подобного рода, соблюдая при этом установленные правила увольнения за нарушения дисциплины труда.
В установленном в ТК РФ порядке реализуется также ответственность государственных служащих, нарушивших установленные в государственном органе правила работы со служебной информацией и обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую или служебную). Указанные обязанности возложены на государственных служащих пунктами 6 и 8 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ. Нарушение правил работы со служебной информацией является основанием для наложения на виновного дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 14 Федерального закона № 119-ФЗ (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение). Разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую или служебную), является основанием для прекращения государственной службы.
Законодательством предусмотрена также и уголовная ответственностьза незаконное получение и разглашение коммерческой и служебной тайны (ст. 183 УК РФ). Названная статья предусматривает два состава преступления: сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ч. 1 ст. 183 УК РФ), и их незаконное разглашение или использование без согласия владельца (ч. 2 ст. 183 УК РФ).
Для наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 183 УК РФ достаточно установления факта сбора сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от последствий этих действий. В отличие от этого состава уголовная ответственность по части 2 статьи 183 УК РФ за разглашение и использование указанных выше сведений без согласия владельца наступает лишь в случае причинения указанными действиями крупного ущерба.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 183 УК РФ, состоит в сборе сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, одним из способов, указанных в диспозиции: путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. К иным незаконным способам сбора коммерческой или банковской тайны относятся действия по завладению ими без изъятия содержащих их документов: путем выведывания у осведомленных лиц, перехвата информации, циркулирующей в технических средствах и помещениях, и т. п.
Разглашение выражается в предании сведений огласке, то есть в совершении таких действий, в результате которых находящиеся в обладании виновного лица сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, стали достоянием посторонних лиц. Сведения могут быть разглашены в процессе частной переписки или разговора, публичного выступления, демонстрации документов, в частности переданы лицу, которое их незаконно собирает, в результате подкупа или шантажа.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение системы правового регулирования фармацевтической деятельности.
2. Как соотносятся между собой системы государственного и правового регулирования фармацевтической деятельности?
3. Назовите основные элементы системы правового регулирования фармацевтической деятельности и раскройте их содержание.
4. Перечислите виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств, подлежащие в настоящее время лицензированию.
5. Назовите и раскройте содержание лицензионных требований и условий в сфере обращения лекарственных средств.
6. Назовите органы, полномочные осуществлять лицензирование в сфере обращения лекарственных средств, перечислите их права и полномочия.
7. Какие элементы включает в себя отечественная контрольно-разрешительная система в сфере фармацевтической деятельности?
8. Расскажите о порядке регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
9. Перечислите известные вам стандарты в сфере фармации.
10. Разграничьте понятия фальсифицированного лекарственного средства и незаконной копии лекарственных средств.
11. Приведите перечень сведений, составляющих в Российской Федерации государственную тайну. Какие сведения не подлежат отнесению к государственной тайне и почему (ваше мнение)?
12. Перечислите обстоятельства, являющиеся основаниями для рассекречивания сведений.
13. Что такое допуск к государственной тайне и какие юридические последствия он за собой влечет?
14. Разграничьте понятия коммерческой и служебной тайны.
15. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну и почему (ваше мнение)?