Управление пакетами государственных акций
Одним из основных направлений реформирования государственных предприятий является преобразование их в акционерные общества с государственной долей акций. Это создает более равные условия для всех участников рынка, расширяет конкурентное пространство.
В результате преобразования госпредприятия в акционерное общество с закреплением на определенный срок части акций в федеральной собственности государство наделяется правами акционера. Сохранение в руках федеральных и региональных органов власти крупных пакетов акций во многих случаях является более целесообразным, чем немедленная их продажа инвесторам. Оно позволяет государству оказывать влияние на производство в целом, в том числе и частный сектор, вводя управление с помощью менеджеров.
По следующим видам деятельности закрепляются акции в федеральной собственности или используется право «Золотой акции»:
• добыча, переработка, сбыт нефти, газа, угля, геологоразведка;
• трубопроводный транспорт;
• газовое хозяйство;
• производство и распределение электроэнергии;
• морской, речной транспорт, связь;
• объекты национальной безопасности;
• разработка, производство вооружений, космической техники;
• производство и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
• производство детского питания.
В настоящее время основными формами управления пакетами государственных акций являются:
• назначение представителей государства в органы управления АО;
• передача акций в доверительное управление и залог;
• продажа акций.
При преобразовании предприятий в АО, контрольные пакеты акций которых закрепляются в федеральной собственности, Правительство РФ и Минимущество России поручают представление интересов государства в совете директоров АО определенным лицам. Представителями государства могут быть государственные служащие, назначаемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Российским фондом федерального имущества, а также иные граждане на основании договоров на представление интересов государства, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством Минимуществом России, РФФИ или их территориальными органами.
Представление интересов государства по акциям крупных АО в федеральной собственности осуществляет коллегия представителей Российской Федерации. Представители действуют в соответствии с единой позицией, выработанной большинством членов коллегии, и оформляют ее решения. Члены коллегии избираются в совет директоров АО.
Представители в письменной форме согласовывают с федеральными органами исполнительной власти или РФФИ, от имени которых выступают, проекты решений органов управления предприятия, которые они намерены вносить и поддерживать, а также свое будущее голосование по проектам, предлагаемым другими членами органа управления. Они могут на заседании совета директоров поставить вопрос об обновлении состава совета. Минимущество России, ФСФО России, РФФИ, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, служащие которых являются представителями государства в АО, могут досрочно прекращать полномочия руководителей АО при нарушениях законодательства о выплате заработной платы, наличии недоимок по налоговым платежам и в некоторых других случаях.
Представители государства готовят для соответствующих федеральных органов исполнительной власти не реже двух раз в год отчеты о деятельности по установленной форме. Министерства осуществляют координацию и организационное обеспечение их деятельности, представляют в Правительство РФ по результатам годовых общих собраний АО отчеты об управлении закрепленными пакетами акций, а также о деятельности должностных лиц, представляющих интересы государства в АО и избранных в советы директоров и исполнительные органы. Представители несут ответственность за нарушение установленного порядка участия в управлении вплоть до увольнения с государственной службы. Назначение официальных представителей, не являющихся руководителями и работниками предприятия, с полномочиями управления контрольным пакетом от имени Правительства РФ имеет особое значение для повышения эффективности управления стратегически важными предприятиями.
Финансирование расходов, связанных с управлением находящимися в федеральной собственности акциями, осуществляет Минфин России по фактическим затратам на эти цели в размере не более от поступивших в бюджет дивидендов. Деятельность представителей государства в органах управления АО не оплачивается, но они могут получать вознаграждение от суммы начисленных на федеральный пакет акций дивидендов.
Распоряжением Госкомимущества России от 15 февраля 1994 г. № 343-Р утвержден типовой договор об учреждении траста на пакет акций, находящихся в государственной собственности. Бенефициаром по договору выступает федеральный бюджет России. Доверительный собственник осуществляет права, связанные с акциями, на общих собраниях АО, получает дивиденды по акциям и передает их бенефициару. Форма траста получила развитие в виде доверительного управления.
Доверительное управление госакциями АО отличается от административного управления через государственных служащих. Оно осуществляется на конкурсных началах специально подготовленными для этого управляющими, не работающими в государственных органах. Конкурс доверительных управляющих объявляется по распоряжению Правительства РФ.
Образуются комиссии по проведению конкурсов. В них участвуют представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых находятся соответствующие предприятия.
Учредителем доверительного управления выступает Минимущество России. Кандидатура доверительного управляющего представляется учредителю соответствующим органом исполнительной власти Российской Федерации, субъекта РФ или РФФИ, он должен обладать необходимой профессиональной подготовкой и квалификацией. Сторонами договора выступают учредитель управления и доверительный управляющий. После регистрации договора доверительному управляющему выдается доверенность, подтверждающая его полномочия на представление интересов государства.
Обязанности доверительного управляющего по представлению интересов государства заключаются в том, что он лично участвует в работе органа управления АО; направляет учредителю управления на согласование проекты решений органа управления. На соответствующие министерства возложены разработка заданий доверительного управления и контроль за выполнением доверительным управляющим договора. Задачи перед доверительным управляющим ставятся в зависимости от типа и производственного направления предприятия. Доверительный управляющий не получает право распоряжения переданными ему акциями.
Размер вознаграждения, порядок и условия компенсации затрат доверительного управляющего определяются договором. При этом учитываются величина уставного капитала АО, количество закрепленных в федеральной собственности акций.
Пакеты акций крупных предприятий передаются также в залог для получения кредита. Такая форма управления введена в целях эффективного использования пакетов государственных акций и покрытия дефицита федерального бюджета, она помогает сбалансировать интересы государства и предпринимателей, Центра и регионов. Одновременно это эффективная форма кредитования ПравительстваРФ.
В функции управления государственными акциями входят также продление закрепления их в федеральной собственности, продажа в связи с истечением срока закрепления, принятие решений или запрещение досрочной продажи.
Утвержден перечень АО, созданных в процессе приватизации, которые производят продукцию стратегического назначения и акции которых, закрепленные в федеральной собственности, не подлежат досрочной продаже или в ближайшие годы не будут продаваться.
За границей России принадлежит недвижимости на многие млрд долл. Это объекты царского правительства, собственность СССР (в 122 странах). Часть имущества является предметом споров и разбирательства; обладает дипломатическим статусом и не может отчуждаться. Права собственности требуют доказательств в международных судах. Остается часть, которой можно распоряжаться: закладывать для получения кредитов от загранбанков, обменивать на инвестиции и др. Объекты частично сдаются в аренду. В 1998 г. арендная плата составила 12,5 млн долл., но это не более 10% от потенциального дохода.
Президент РФ по представлению Председателя Правительства Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, который координирует в сфере использования и распоряжения федеральной собственностью деятельность иных федеральных органов. В настоящее время таким органом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Основные функции Минимущества России по управлению государственным имуществом заключаются в следующем:
• Представляет Правительству РФ проект программы приватизации и организует и контролирует ее выполнение.
• Принимает решение о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации для продажи.
• Осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
• Является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации.
• Осуществляет права акционера в АО, акции которых находятся в федеральной собственности.
• Создает комиссии по приватизации федерального имущества.
• Организует учет федерального имущества и ведение его реестра.
Минимущество России разрабатывает положения о приватизации предприятий различных отраслей. Министерства и ведомства направляют ему предложения и рекомендации, связанные с особенностями приватизации в отрасли.
Минимущество России имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения имуществом в собственности Российской Федерации. Оно может делегировать министерствам и ведомствам полномочия в отношении подведомственных им предприятий. В субъектах РФ Минимущество РФ создает свои территориальные органы.
Орган по управлению имуществом субъекта РФ создается решением главы администрации. Он подчиняется:
• по вопросам управления и распоряжения имуществом края, области — главе администрации, представительному органу;
• по вопросам приватизации объектов собственности края, области — Минимуществу России, главе администрации и представительному органу;
• по вопросам приватизации, распоряжения и управления объектами федеральной собственности — Минимуществу России.
Минимущество России может наделить орган по управлению имуществом субъекта РФ правами и полномочиями своего территориального агентства.
Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий в собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.
В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления создаются органы по управлению муниципальным имуществом.
Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему органу по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, территориальной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.
Минимущество России и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня являются держателями реестра собственности. Основаниями для включения или исключения объектов из реестра являются: законы или иные акты Федерального Собрания; решения Правительства РФ, органов власти субъектов РФ; договоры купли-продажи государственных (муниципальных) предприятий, представляемые продавцами собственнику Минимуществу России или его органам на местах; решения суда. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны предоставлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам.
Организационные и технические решения Минимущества России по вопросам ведения реестра обязательны для предприятий и организаций, представляющих данные для реестра.
Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.
Казна получает от использования государственного имущества незначительные доходы. В 1998 г. дивиденды по акциям в госсобственности составили 1 млрд руб., их начислили лишь 50% предприятий с госсобственностью; на пять АО приходится 86% общей суммы перечисленных дивидендов. Доходность акций в АО без участия государства — 5—10%; в АО с участием государства — 0,0016%.
В последнее время государство взяло курс на восстановление функций активного собственника, особенно от отношению к экономически и социально значимым объектам. Минимущество России подготовило новую концепцию управления госсектором. Предполагается уменьшить количество госпредприятий, ужесточить контроль за их деятельностью, погасить их долги; в госсобственности оставить лишь предприятия, необходимые для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации стратегических интересов. Остальные предприятия — акционировать и выставить на продажу. Нерентабельные предприятия ликвидируются или передаются в собственность субъектам РФ, муниципалитетам. Меняется механизм управления госпакетами акций: для этого на конкурсной основе привлекаются профессиональные управляющие или компании, а мелкие пакеты продаются.
Разработана политика по отдельным группам предприятий:
• Стратегические, социально значимые госпредприятия (несколько сот) становятся казенными, т.е. финансируемыми из бюджета; с директорами заключаются жесткие контракты, предусматривающие увольнение за нарушения, за превращение предприятия в вотчину менеджеров.
• Продаются на торгах акции предприятий с госдолей менее 25%.
• Акции предприятий с госдолей более 25% остаются в собственности государства; активизируется работа госпредставителей в АО.
• Регионы могут получить в собственность госпредприятие в счет причитающихся им выплат из федерального бюджета, при этом предприятие оценивается по рыночной цене.
Механизм эффективного управления госпредприятиями должен включать обязательную разработку и выполнение бизнес-планов, введение строгой периодической отчетности руководителей, доведение отраслевым министерствам и ведомствам планов по получению доходов на государственные пакеты акций, передачу акций в доверительное управление высококлассным управляющим.
На основе изложенного можно выделить следующие направления совершенствования управления народно-хозяйственными комплексами и отраслями.
1. Создание федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего проведение государственной структурной, промышленной, внешнеторговой политики, исполнение федеральной инвестиционной программы.
2. Повышение ответственности юридических и физических лиц за управление государственными предприятиями и предприятиями с долей акций в федеральной собственности.
3. Осуществление эффективного контроля за естественными монополиями по недопущению необоснованного завышения издержек производства, цен и тарифов, дискриминации регионов и потребителей.
4. Изменение пропорций цен в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства путем усиления государственного контроля и регулирования цен на продукцию монополий, снижения акцизов на товары внутреннего производства с восполнением выпадения доходов из бюджета с помощью экспортных тарифов.
5. Реорганизация государственных предприятий в казенные предприятия и акционерные общества; восстановление эффективного управления военно-техническим сотрудничеством.
6. Защита отечественных производителей от конкуренции импортных товаров на основе:
• усиления контроля за качеством импортных товаров; введения сертификации или технико-экономической оценки всей ввозимой по импорту машиностроительной продукции; недопущения использования средств федерального бюджета на финансирование импорта товаров при наличии отечественных аналогов;
• ориентировки таможенной политики на реальные интересы государства, предприятий, пересмотра таможенных льгот и преференций в отношении ряда государств;
• повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, в том числе посредством политики обменного курса рубля;
• поддержки экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
Вопросы для повторения
1. Дайте характеристику государственному управлению частными предприятиями.
2. Как осуществляется государственное управление научными учреждениями?
3. Каковы приоритеты современной промышленной политики?
4. В чем состоит государственное регулирование финансово-промышленных групп?
5. Охарактеризуйте основные направления топливно-энергетической политики.
6. Каково построение единой энергетической системы страны (ЕЭС России)?
7. Рассмотрите программу реструктуризации и санации угольной промышленности.
8. В чем заключаются функции Министерства энергетики РФ?
9. Как происходит реформирование сельского хозяйства и каковы его результаты?
10. В чем состоят функции Министерства сельского хозяйства РФ?
11. Рассмотрите структуру органов государственного управления отраслями транспортного комплекса.
12. Каков порядок формирования оборонного заказа?
13. Как происходит приватизация государственных и муниципальных предприятий?
14. Какие существуют формы управления государственным имуществом ?
15. Как осуществляется представление интересов государства в органах управления акционерных обществ?