Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение – это общественно необходимое, желаемое или социально допустимое волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованием норм права.

Признаки:

1. Правомерное поведение – это прежде всего действия субъекта, т.е. это поведение выраженное вовне, а не мысли, желания и т.п.;

2. Правомерное поведение составляют лишь волевые действия, т.е. действия, совершенные субъектом по своей воле;

3. Правомерное поведение – социально полезнее действия. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества;

4. Правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания, не нарушает их.

Виды ПП:

1. По субъективной стороне. Характеризуется уровнем ответственности субъектов (высокая ответственность либо безответственность):

- социально активное поведение (субъект понимает, почему ведет себя таким образом; стремится осуществить правовое предписание эффективно, принести пользу);

- законопослушное поведение (сознательное подчинение людей требованиям закона);

- конформистское поведение (субъект пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться);

- маргинальное поведение (не нарушает правовые нормы из-за страха перед наказанием либо в каких-то корыстных мотивах);

- привычное поведение (правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку, субъект не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение).

2. в зависимости от субъектов права, осуществляющих действия:

- правомерное индивидуальное (деятельность отдельного индивида)

- правомерное групповое поведение (закрепленная правом деятельность трудового коллектива, гос.органа, организации – ЮЛ).

3. С объективной стороны:

- активные действия

- бездействия (это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

4. в зависимости от юридических последствий: юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат.

Юр. Акты (правомерные действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов)

Юр. Поступок (поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение; правомерные действия, не направленные на достижение цели).

Результативные действия (действия, с которыми нормы права связывают правовые последствия в силу достижения известного практического результата деятельности, выраженного в объективной форме (деятельность автора, изобретателя).

Все эти виды поведения – правомерные, но их социальная роль различна. Социально активное поведение поддерживается государством. В различных сферах общественной жизни законодательно закрепляются различные меры поощрения социально активных лиц (благодарность, награждение). Конечно, социальная активность не может быть образом жизни всех граждан, однако от их активности во много зависит характер развития общества и государства. Наиболее массовый характер имеет законопослушное поведение.

Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни — производственной, политической и др.

62) Правонарушение: понятие и признаки. Состав правонарушения, его элементы, виды.

Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Признаки:

1. Это всегда деяние людей, выраженное в действии или бездействии;

2. Это всегда противоправное деяние, т. е. противоречащее требованиям правовых предписаний;

Причем правонарушение-действие означает нарушение правовых запретов, а нарушение-бездействие предполагает нарушение юридических обязанностей.

3. Это деяние общественно опасно, т.е. наносит вред существующим в обществе ценностям, это деяние, посягающее на правопорядок, интересы общества и его членов;

4. Это виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние совершенное дееспособным субъектом.

5. Это деяние влечет за собой юридическую ответственность.

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт).

Если в деянии отсутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то его нельзя назвать правонарушением. Юридическое значение рассмотренные признаки получают через категорию «состав правонарушения».

Состав правонарушения – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (может быть юридическое лицо, либо дееспособное физическое лицо).

Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред.

Объективная сторона – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина.

Виды ПН:

1) преступление – общественно-опасное уголовно наказуемое деяние.

2) проступки:

1. административные правонарушения – деяния, причиняющие вред отношениям, складывающимся в процессе гос. управления, предусмотренные КоАПом и законами об административной ответственности;

2. дисциплинарные проступки – деяния, нарушающие трудовую, производственную, технологическую, служебную, учебную дисциплину, установленную ПВТР, специальными уставами, должностными инструкциями;

3. гражданско-правовые нарушения (деликты) – деяния, причиняющие вред имущественным и связанными с ними неимущественными отношениями.

Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Основа факта - нарушение принципа верховенства закона и поднормативности правоприменительных актов. Этот вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки.

63) Объективно-противоправное деяние: понятие и юридические последствия.

Объективно-противоправное деяние – деяние, совершая которое и нарушая нормы права, лицо наносит ущерб к-л/чему либо. Однако иные элементы состава правонарушения – субъект и субъективная сторона – отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости и другие подобные деяния.

Применительно к областям регулируемых отношений, объективно-противоправные деяния различаются, соответственно, по отраслям права:

1. уголовно-правовые - все деяния, предусмотренные ст. 28 УК РФ, то есть не содержащие состава преступления из-за отсутствия вины субъекта;

2. административно-правовые - деяния, не содержащие состава административного проступка из-за отсутствия вины субъекта; вынесение должностным лицом или коллегиальным органом управления незаконного решения под влиянием добросовестного заблуждения;

3. гражданско-правовые - речь здесь идет о невиновном причинении вреда, вытекающего из договорных и деликтных обязательств.

Данные виды объективно-противоправного поведения наиболее часто встречаются в практике юрисдикционных органов. Стоит заметить, что невиновные противоправные деяния характерны и для других отраслей российского права.

Основой казуальной классификации может выступать фактор возникновения и существования исследуемых деяний. Данные условия в большей степени связаны с интеллектуально-волевыми процессами, происходящими у лица в момент совершения объективно-противоправного деяния. В самом общем плане данные основания подразделяются на деяния, совершенные в результате случая (casusa), вследствие добросовестного заблуждения, а также в результате экстремальной ситуации при нервно-психологических перегрузках.

Такие деяние не влекут уголовной ответственности, а порождают иные (последствия) меры государственного принуждения:

Принудительные меры воспитательного характера – это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права.

Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно-наказуемые деяния в состоянии невменяемости.

Меры защиты – это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (алименты, вещи должника).

Меры пресечения – меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (задержание, личный досмотр).

Реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии).

Объективно-противоправное деяние. В сущности, похоже на правонарушение, но им не является, т.к. отсутствует вина.

Не будучи правонарушением, оно не влечет за собой и мер юридической ответственности. Основным видом государственного принуждения, применяемым за совершение объективно противоправного деяния, служат меры защиты, средства правового воздействия, применяемые в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц. Их назначение — прекратить нарушение правопорядка, восстановить нормальные связи и отношения. Объективно противоправное деяние невменяемого либо малолетнего влечет за собой применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера

+ гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности; гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

64) Злоупотребление правом: понятие, последствия.

Злоупотребление правом в буквальном понимании означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом. Субъект не не нарушает правовых предписаний, однако совими действиями наносит ущерб окружающим, т.е. реализует свое субъективное право во зло друзим субъектма.

Злоупотребление правом в – явление правовое, т.к. предполагает: а) наличие у лица субъективных прав; б) деятельность по реализации этих прав; в) использование прав в противоречие их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам; г) отсутствие нарушения конкретных юридических запретов или обязанностей; д) установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом; е) наступление юридических последствий.

Подобная трактовка злоупотребления правом предполагает, что и юридические последствия его нетрадиционны. Они не могут быть ни юридической ответственностью (это последствие правонарушения), ни тем более мерами поощрения (стимулирование социально полезного поведения).

Последствия:

1. признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, — ст. 169 ГК РФ);

2. прекращение использования права без его лишения (ст. 72 ЖК ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер);

3. отказ в государственной защите субъективного права (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

65) Применение права: понятие, место и роль в правовом регулировании.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.

Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

С точки зрения роли актов применения права в регулировании общественных отношений большое значение имеет их классификация по различным основаниям. Наибольший научный интерес представляет их разграничение по субъектам, осуществляющим правоприменение. Кроме того, правоприменительные акты по их роли в правовом регулировании могут быть подразделены на регулятивные и правоохранительные, основные и вспомогательные, акты однократного действия и акты длящегося действия.

Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в процессе исполнения правоприменительного решения.

Признаки применения права: властный характер; направленность на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности; реализация в специально предусмотренных формах; вынесение индивидуального юридического решение.

Признаки применения права:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение норм права - сложный процесс, включающий несколько стадий.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк.

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

4 основания применения:

- правоотношения требуют особого порядка реализации – назначение пенсии и т.д.

- правонарушение

- когда субъекты не могут самостоятельно определить права и обязанности – не могут разделить имущество, детей

- требуется удостоверение юр факта – утраченные документы по трудовой деят-ти.

66) Процесс применения права и его стадии.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.

Стадии:

1. Установление фактических обстоятельств;

2. Установление тождества между фактическими обстоятельствами реальной жизни и фактическими обстоятельствами, предусмотренными в гипотезе (юридическая квалификация);

3. Вынесение решения — по юридическому делу.

Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов.

Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах:

1. Умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установления на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и установления сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного;

2. Решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по решению юридического дела.

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных гос органов и должностных лиц по обеспечению реализации права, правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путём вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Применение

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Признаки:

1.осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2.имеет индивидуальный характер;

3.направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4.реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5. завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Стадии

Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления - это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.).

2.Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют" (ст. 57 Конституции РФ); "Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом" (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации - когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3.Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

67) Акты применения права: особенности, виды, структура. Требования, предъявляемые к актам применения права.

Акты применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основе юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки:

1.разновидность правового акта

2.издаётся уполномоченным на то органом или должностным лицом

3.он строго индивидуализирован (адресован поимённо определённым лицам, касается одного конкретного случая, имеет разовый характер)

4.они направлены на реализацию требований норм права, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.

5.реализация АПП обеспечивается государственно-властным принуждением.

6.это результат рассмотрения конкретного дела, правоприменения.

Структура ППА:

1.вводная - содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

2.описательная часть. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

3.мотивировочная - включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4.резолютивная - формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо). Принятое решение должно соответствовать фактам, полученным на её стадии.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;

3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Есть ещё точка зрения, что существуют ещё 2 требования - эффективность и справедливость.

Виды:

· По субъектам принятия: акты органов гос власти, органов гос управления, контроль-надзорных органов, судебных органов, органов мест самоуправления.

· По значению в правоприменительном процессе: вспомогательные (определение суда о назнач экспертизы) , основные (решение суда по граждан делу)

· По форме: вид отдельного документа (приговор суда) , вид резолюции на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы).

68) Пробелы в праве и способы их восполнения.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем зак-ве необходимых юр норм, регулирующих конкретные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования.

Важно учитывать два условия:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсут-ть конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Сущ-ют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права

1)аналогия закона - решение дела при пробеле, руководствуясь нормой, регулирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Статья 6 ГК РФ Применение гражданского законодательства по аналогии.

В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В гражданском праве, следовательно, для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота. пример: согласно ст. 778 ГКРФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила статей 708,709 и 738 ГК РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору подряда и договору бытового подряда.

2)Аналогия права - решение дела при пробелах в праве, руководствуясь общими принципами законодательства. Это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Ч.2 СТ.6 ГК РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. принципы права выполняют непосредственную регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.

2 условия - обнаружение пробела + отсутствие нормы, регулирующей сходные отношения.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

3)субсидиарное применение - это решение дела при пробелах, руководствуясь нормой регулирующей сходные отношения, но из другой отрасли законодательства.

Аналогия закона и аналогия права допускаются гражданским (ст. 6 ГК РФ), жилищным (ст. 7 ЖК РФ), семейным (ст. 5 СК РФ), гражданско-процессуальным (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ), арбитражно-процессуальным законодательством (ч. 6 ст. 13 АПК РФ). Прямой запрет на применение юридических аналогий содержит Уголовный кодекс РФ (ч. 2 ст. 3). В земельном же, трудовом, налоговом, административном законодательстве об аналогии не упоминается. Возможность принятия решений в рамках гражданского судопроизводства на основе аналогии закона и аналогии права предусмотрена также п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении".

Условия применения аналогии:

  • отсутствие нормы права, регулирующей данный конкретный случай;
  • рассматриваемый случай должен находиться в сфере правового регулирования;
  • законодатель допускает возможность применения права по аналогии в этой области.
  • Аналогия права возможна только тогда, когда нет нормы, регулирующей сходные общественные отношения (т.е. если невозможно применить аналогию закона).

69) Понятие и природа юридического толкования. Способы толкования правовых актов.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Признаки:

1. Толкование права – это деятельность субъектов права, которая включает в себя два самостоятельных и взаимосвязанных компонента: уяснение и разъяснение;

2. Толкование – это деятельность по выяснению смысла правовых актов, т.е. интерпретатор не реализует, а только уясняет и разъясняет содержание;

3. Объектом толкования выступают правовые акты, т.е. толкованию подлежат не только нормативные акты, содержащие нормы права, а все правовые акты;

4. Толкование – юридически значимая деятельность, поскольку его цель – реализация или совершенствование толкуемых актов.

Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. Виды: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое, телеологическое (целевое) и функциональное.

Наши рекомендации