Классификация государственных должностей, государственных служащих и их административно-правовой статус
В ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Из этого определения можно выделитьчетыре характерных признака государственной должности:
1) ее принадлежность только государственному органу;
2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации;
4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей.
В зависимости от вида государственной властигосударственная служба может быть:
1) в представительных органах;
2) в судебных органах;
3) в органах исполнительной власти;
4) в иных органах.
Государственныедолжности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды:
— высшие государственные должности госслужбы (5-я группа);
— главные государственные должности госслужбы (4-я группа);
— ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа);
— старшие государственные должности госслужбы (2-я группа);
— младшие государственные должности госслужбы
(1-я группа).
Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:
1. Представители административной власти — лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например работники полиции).
2. Оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например юристы-консультанты.
3. Вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа, например технические секретари.
4. Граждане, не состоящие на государственной службе, ноуполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.
В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются:
— уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности;
— стаж и опыт работы по специальности;
— уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваютсяквалификационные разряды:
— государственным служащим, замещающимвысшие государственные должности, — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;
— государственным служащим, замещающимведущие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;
— государственным служащим, занимающимстаршие государственные должности, — советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов;
— государственным служащим, занимающиемладшие государственные должности, — референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов.
Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д.
За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.
Различие в объеме и характере должностных полномочий является основанием для классификации государственных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.
Должностные лица. Понятие «должностное лицо» весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, ТК РФ, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях, и др.
Однако необходимо учитывать, что, например, определение должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к ст. 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Применительно к статьям Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, к должностным лицам относятся государственные служащие, которые наделены правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, т. е. действия, влекущие правовые последствия:
возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, принимать меры поощрения и дисциплинарного воздействия на подчиненных им работников.
К вспомогательным работникам относятся государственные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения.
К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.
Особую категорию должностных лиц образуютпредставители административной (исполнительной) власти. К ним
относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти.
К представителям административной власти, например, относятся сотрудники полиции, а также представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).
Законные требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственно-властных
полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия.
Все государственные служащие являются субъектами административного права. Они обладают определенными правами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.
Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.
Права государственного служащего:
1) право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей;
2) право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) право принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
5) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;
6) право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажаего работы, уровня квалификации;
7) право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами, до того как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений;
8) право на переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
9) право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
10) право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) право на объединение в профессиональные союзы или ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
12) право вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, которые связаны с государственной службой, в том числе по вопросам:
— проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов;
— содержания выданных характеристик;
— приема на государственную службу и ее прохождения;
— реализации прав государственного служащего;
— перевода на другую государственную должность;
— по вопросам наложения дисциплинарной ответственности государственного служащего;
— несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего;
- увольнения с государственной службы.
Наряду с перечисленными правами государственный служащий наделен и рядом обязанностей:
1)государственный служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону;
5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, который установлен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Сама по себе государственная служба предусматривает соблюдение ряда ограничений.
Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество или служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.