Раздел 1. Обеспечение качества образования как педагогическая проблема
КУРСОВая работа
по дисциплине «Андрагогика»
на тему: «Обеспечение качества образования как педагогическая проблема»
Выполнил (ла):
студент (ка) группы- СП 12 Исмятулина Татьяна
Вячеславовна
Проверил: к.п.н., доцент
И.Б. Бичева
Нижний Новгород
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…5
Раздел 1. Обеспечение качества образования как педагогическая проблема…………………………………………………………………………...6
Глава 2Раздел 2. Программа дополнительного образования для детей чтению «Дошколёнок.ру»………………………………………………..……………….22
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список литературы ………………………………………………………...…...24
Качество образования как педагогическая проблема
ВВЕДЕНИЕ
Во всём мире сегодня идёт активный поиск новой модели образования, которая обеспечила бы устойчивое развитие человечества и проблема качества образования является ключевой как для системы образования, так и для развития любого государства в целом. Качество образования сегодня определяет качество жизни. Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени зависит от качества образования. Переход к постиндустриальному обществу, стремительные преобразования в экономике, процессы глобализации требуют сегодня адекватного отношения к такому явлению, как современное качество образования.
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в российском обществе, обусловливают необходимость поиска новых инновационных подходов к решению проблем качества подготовки квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.
В 1992 году весьма демократичный российский Закон «Об образовании» предоставил родителям право выбора: давать ребенку образование в школе или в семье. Но большинство родителей до сих пор не знают о своем законном праве забрать ребенка из школы. Те же, кто знают и хотят, часто оказываются в плену мифов о «проверенной годами системе образования», «необходимости коллектива, специалистов» и т.д.
В данной работе хотелось бы рассмотреть такое понятие, как семейная форма образования, его качество, специфичность, особенность и т.д.
Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы, с прохождением итоговых аттестаций при переходе на следующую ступень образования: 4й, 9й, 11й классы. При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.
Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирать учебные материалы и создавать график обучения
Понимание данного явления многоаспектно и предполагает изучение государственных документов, педагогических, экономических, философских исследований.
Как философская категория качество определяется как существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов, характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качество связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собою, потерять своё качество.
Качество образования – сложная категория, имеющая цивилизационное, социально-системное, культурное, национально-эстетическое, образовательно-педагогическое, личностное измерения. Ключевым понятием в этих «измерениях» являются: отношение адекватности, соответствие образования требованиям развития соответствующих цивилизационных, социальных, культурных институтов и систем, включая требования развития человека и подготовки специалиста-профессионала. Каждое из указанных измерений определяет как бы свой «центризм» качества образования – цивилизационный центризм, социоцентризм культуроцентризм, этноцентризм, воспитательно-нравственный центризм, человекоцентризм образования. При этом «полицентрие» образования как института и как системы («полицентрие»-понятие, разрабатываемое в организационной науке А.А.Богданова – тектологии), включая в себя взаимное отражение «центризмов» образования. Человекоцентризм российского образования, что часто провозглашается в рамках целей политики гуманитаризации образования в России, оказывается не полным, «усеченным», до некоторой степени лозунговым, нереализуемым без соответствующего развертывания «цивилизационного центризма», социоцентризма, культуроцентризма, этноцентризма, воспитательно-нравственного центризма образования. И так обстоит дело с осмыслением любого другого «центрического измерения». Полицентрия образовательной системы, определяет полицентрие содержания качества образования как системы и, соответственно, его метологического развертывания для организации национальной системы качества образования в России и ее соответствующих подсистем – Национальных мониторингов по тем или иным компонентам содержания качества.
Об образовании можно говорить с позиций качества, рассматривая различные характеристики и свойства образования в их совокупности. Качество неотделимо от образования и должно охватывать все его составляющие.
Раздел 1. Обеспечение качества образования как педагогическая проблема
В экономическом словаре качество определено как совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
В условиях рыночной социально-экономической системы качество образования рассматривается как соответствие тем нормам, стандартам, которые обеспечивают развитие личности и способствуют её востребованности на рынке труда.
Качество образования относительно образовательного учреждения находит свое выражение в качестве образовательного процесса
Понятие «процесс» в материалах стандартов ИСО определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, материалы технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (то есть индивида) на входе и на выходе. Продукция определяется стандартом как результат деятельности или процессов. Поставщик в системе образования - это образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги.
Потребители услуг - это учащиеся, их семьи. Услуга - это результат непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность выпускника. С позиций стандарта ИСО это мера достижения личностью определенного уровня развития свойств и структур, которые соответствуют потребностям индивида.
В государственных документах отражены цели и задачи в области образования и воспитания, пути их достижения, направления и механизмы модернизации образования. Цели образования проявляются в первую очередь в ином определении качества образования. Современное качество-это качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности, качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально-педагогической деятельности учителя и качество управления образованием. В Национальной доктрине образования РФ качество образования определяется через следующие положения:
-создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для качественного образования на всех уровнях;
- индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Национальная доктрина ориентирует на создание в стране условий для всеобщего образования населения, обеспечения реального равенства прав граждан и возможности каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
В проекте Федерального закона об образовании качество образования представлено как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Таким образом, закон предъявляет требования к:
- структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; -результатам освоения основных образовательных программ.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах качество образования определяется как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
В концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до2020 года отмечается, что Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике, если не станет экономикой знаний. Качественное образование должно быть индивидуализированным, непрерывным, связанным с мировой фундаментальной наукой, ориентированным на формирование творческой, социально-ответственной личности. Качественное образование должно соответствовать требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина в целом.
Региональные документы также определяют направления в развитии и обеспечении качества образования. В «Стратегии развития системы образования»Санкт- Петербурга «Петербургская школа 2020» одним из направлений развития выделяется «доступность качества» для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт- Петербурга. Качество образования определяется при этом как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, которые школа предоставляет населению в соответствии с его потребностями и интересами.
Анализируя данные определения, мы можем выделить общее: качество образования связано с определёнными нормами и стандартами, принятыми в обществе. Эталонами служат «доктрина образования», социальные нормы, потребности общества и личности, достижение поставленных целей. Таким образом, качество образования определяется через соответствие данным эталонам и нормам. Государство рассматривает качество образования комплексно, через понятие «образовательной услуги», которая направлена на обеспечение потребностей населения, «образовательной программы», выделяет «необходимые условия», «индивидуализацию» и соответствие современным требованиям экономики и общества. Актуальность состояния проблемы очевидна и по тем исследованиям, которые проводятся в педагогической теории и практике.
Современные исследования проблемы качества образования идут в ряде направлений: экономическом (Н.Ш. Ватолкина, В.А. Гневко, В.Е. Деминг и др.), социальном (Т.И. Власова, Е.А. Неретина, В.Н. Нуждин и др), управленческом (В.И. Байденко, В.П. Панасюк, М. Поташник и др.), личностно-ориентированном (Е.В. Бондаревская, А.Г. Бермус, СВ. Кульневич и др.) и др. В последнее десятилетие в нашей стране проблема качества образования активно рассматривается также с квалиметрических позиций, кроме того, в федеральной концепции оценки качества образования заложен квалиметрический подход (Б.К. Коломиец, Н.И. Максимов, А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, В.М. Соколов, Ю.Г. Татур, М.Б. Челышкова и др.)
Проблеме качества образования посвящены многие диссертационные работы. (Л.В.Чуйко, Е.Б.Сорокина, Г.М.Полянская, Н.И.Кулакова, Г.А.Давыдов, Н.Л.Сабурова и др.)
Рассмотрим некоторые определения, которые предлагаются авторами исследований. По мнению М.М. Поташника, к качеству образования применим так называемый производственный подход, где ключевым является понятие “качество продукции ”как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств лежит в основе спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов. Различают два признака качества любой продукции: наличие у нее определенных свойств и рассмотрения их ценности с позиций потребителя (а не производителя). В метафорическом смысле “продукцией” школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества. Поэтому центром внимания любого образовательного учреждения должны стать его учащиеся, обеспечивающие существование и в конечном итоге, конкурентоспособность учреждения.
С. Е. Шишов и В.А. Кальней в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают такое определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». В словаре- справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого указано, что качество образования– социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. В данных исследованиях категория качества определяется через социальный компонент, учитывает запросы потребителя. Однако различные группы имеют различные запросы. Поэтому требует уточнения понятие образовательной услуги, количество и качество которой для разных групп потребителей будет неодинаково. В связи с этим важным представляется также определение групп заказчиков. А это могут быть и родители, и учащиеся и государство и у каждого из них будут свои требования к качеству образования.
Т.И.Шамова и П.И.Третьяков выделяют четыре составляющих качества образования: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов, которые должны быть предметом образовательного мониторинга. По их утверждению качество образования есть единство потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результатов. Но в данном определении не сказано, в чём выражается единство потребностей личности и общества и как оно соотносится с целевыми приоритетами.
В.П. Панасюк рассматривает качество образования как совокупность свойств, которая обусловливает приспособленность образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Он считает, что качество может быть раскрыто через категории свойства, структуры, системы, количества: а) качество есть совокупность свойств (аспект свойства) б) качество структурно. Оно есть система свойств или качеств частей объекта или процесса (аспект структурности); в) качество динамично (аспект динамичности); г) качество есть существенная определенность объекта или процесса, внутренний момент, выражается в закономерный связи составляющих частей, элементов (аспект определенности); д) качество — основа существования объекта или процесса. В этом аспекте оно раскрывается через категории свойства, структуры, системы, границы, целостности, изменчивости, количества (аспект внешневнутренней обусловленности); е) качество создаваемых человеком объектов и процессов обладает ценностью (аксиологический аспект).
С учетом приведенных определений, качество школьного образования может быть представлено как совокупность свойств, которая обусловливает приспособленность образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Потребители образовательных услуг (учащиеся) — это активные участники (наряду с учителями) образовательной деятельности. Поэтому от их активности, позиции, мотивации и прилагаемых усилий во многом зависит качество конечных результатов.
Качество образования сегодня связывают и с умением приобретать новые знания и применять их для решения жизненно важных проблем, компетентностным подходом. Формирование определённых компетенций, выступает сегодня одной из целей образования. Качество образования с точки зрения компетентностного подхода рассматривает в своих работах И.А. Зимняя. Она указывает, что происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Эффективно действовать в разнообразных ситуациях позволяют именно различные компетентности, которые должны быть сформированы в процессе образования.
Исследования учёных петербургской кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена (А. Е. Бахмутский, Е. С. Заир-Бек, Е.В.Пискунова, С.А. Писарева и др.), посвящённые проблеме качества образования, говорят о необходимости выделения всех факторов, влияющих на качество. Такой подход учитывает качество различных составляющих педагогического процесса:
-качество образовательной программы;
-качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
-качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения — качества потенциала абитуриентов, на выходе — качества потенциала выпускников);
-качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);
-качества образовательных технологий;
-качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании)
-качество мониторинга школьного образования
Таким образом, мы видим, что разные группы учёных выделяют различные показатели в качестве основных. Это может быть мера соответствия нормам и требованиям, предъявляемых государством. Поскольку нормы и требования изменяются, то и понятие качества образования также изменяется.
Другие выделяют качество различных элементов, составляющих качество подготовки выпускников. При этом сложность возникает в оценке интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса.
Ряд учёных считает, что качество образования свидетельствует о степени полноты удовлетворения потребностей клиентов от предлагаемых услуг. Поэтому качество образования следует понимать, как способность всей системы образования удовлетворять потребностям общества с точки зрения сформированности знаний, умений, навыков, личностного развития обучающихся, профессиональной компетенции педагогов, отношения к работе сотрудников образовательного учреждения.
В России приняты национальные нормы качества образования – государственные стандарты, соблюдение требований которых обеспечивает единство образовательного пространства. Большая часть образовательных учреждений придерживается стандартов, по результатам которых происходит оценка качества образования в образовательном учреждении. Однако довольно сложно при этом учесть потребности конкретных учащихся данного учреждения, условия современной действительности и соответствие их предъявляемым требованиям.
В диссертационных работах, посвящённых проблеме качества образования, рассматриваются различные характеристики и направления обеспечения качества.
В.П.Васильев разработал, обосновал и экспериментально проверил модель командно-коллегиального управления школой обеспечивающую современное качество образования.
Модернизацию системы управления образовательной системой рассматривал и В. В. Усынин. Им были разработаны технологии по модернизации субмуниципальной образовательной системы.
О. В. Покалицына проанализировала существующие обучающие системы и разработала многофункциональную обучающую систему, позволяющую оптимизировать образовательные траектории учащихся.
Г.В.Мисюля обосновала положение о внутришкольной системе оценки качества инновационного образования.
Н.К.Горшкова, А.Т.Харисова. Н.Л.Сабурова Н.И.Кулакова разработали различные модели мониторинга, применимые к разным ступеням образования.
Л.В.Чуйко предложила совершенствовать систему качества образования с помощью использования интегрированных педагогических и математических методов в оценке «уровня личностных достижений обучаемого».
Н.О.Яковлева в своей работе рассматривала педагогические технологии, гарантирующие качественную работу учителя, подготовила научно-методические рекомендации по разработке и использованию гибких педагогических технологий в образовательном процессе.
Р.И.Жубриянова обосновывает модель педагогического процесса, направленного на развитие определенных психофизиологических функций и обеспечивающих реализацию школьных навыков (вижу, слышу, рисую, говорю, пишу) у детей в начальной школе Севера, предлагает методические рекомендации по повышению качества образования в национальных школах.
Г.А.Давыдов уточняет понятие педагогической поддержки, ориентированной на «углубление качества образования, понимаемого как актуализацию знания школьника о себе - субъекте образовательного процесса» представляет практико-ориентированные варианты реализации педагогической поддержки как системы педагогических ситуаций. Л.Е.Васильева теоретически обосновывает и экспериментально доказывает, что развитие педагогической культуры родителей оказывает значимое влияние на повышение качества образования.
Анализ диссертационных работ, публикаций, посвящённых проблеме качества образования, позволяет утверждать, что в них рассмотрен широкий спектр факторов, условий, средств, влияющих на качество образования, разработаны компоненты и средства оценки качества образовательных результатов.
Обобщая сказанное можно выделить следующие положения. Качество образования складывается из:
-требований государства к необходимым на данный момент результатам, обеспечивающим стабильное развитие экономики страны.
-ориентации на потребителя(учащиеся и их родители)
- обеспечения равенства в доступе к образованию учащихся с разными возможностями
-совершенствования образовательных услуг, образовательных программ и образовательных результатов
- подготовки и повышения квалификации учителей и привлечения всех сотрудников образовательного учреждения к достижению целей, в соответствии со стратегией развития образования
-совершенствования системы управления образованием
- совершенствования системы мониторинга качества образования и систем оценивания образовательных результатов учащихся.
-совершенствования организации образовательного процесса
- педагогической культуры общества
- удовлетворённости всех участников образовательного процесса. Последние десятилетия характеризуются также объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к обеспечению качества образования. Вопросам качества образования посвящена программа ЮНЕСКО «Образование для всех» ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ на основании результатов международных исследований в области качества образования, считают, что качество образования можно описывать и улучшать через характеристики:
1) учащихся (их здоровье, мотивацию к обучению и результаты в обучении, которые учащиеся демонстрируют);
2) процессов (в которых компетентные учителя используют технологии активного обучения);
3) содержания (адекватные учебные планы и программы, способствующие приобретению жизненных навыков и знаний);
4) систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов)
Качество образования также определяется наличием здоровой, безопасной, защищённой среды, учитывающей гендерные особенности и имеющей необходимые ресурсы.
Качество начального образования может быть представлено теми же что и в средней школе основными элементами. Это качество среды, качество содержания, качество подготовки учащихся, качество преподавания, качество образовательной технологии. Качество образования в начальной школе, таким образом, имеет свою структуру.
Ковалёва Г.С. приводит такое определение: «под качеством образования будем понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся, членов их семей, общественности.
По мнению Н.Л. Сабуровой качество начального образования также определяется в первую очередь соответствующими документами, в которых указаны стандарты, нормы, требования, должно соответствовать запросам потребителей, иметь ориентацию на формирование личности младшего школьника. Сабурова определяет качество образования в начальной школе как соответствие содержания, процесса и результата образовательного процесса, как приоритетам государственной политики, так и основным интересам участников образовательного процесса. Таким образом, мы видим, что качество начального образования – понятие достаточно широкое. По мнению Сабуровой оно имеет следующие компоненты:
-нормативный - соответствие характеристик выпускников начальной школы требованиям стандартов начального образования;
-процессуальный – соответствие характеристик процесса образования нормам и требованиям;
- социальный – соответствие характеристик школьников запросам потребителей результатов образования;
- -личностный – сформированность ключевых компетенций, мотивов, ценностей младших школьников.
Нельзя забывать о том, что начальное образование – это базовая образовательная ступень, задача которой научить ребёнка учиться, приобретать новые знания и применять их для решения жизненно важных проблем. Поэтому современное качество образования связано с формированием данного умения. Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л.С. Выготского, своей своеобразной, специфической для него, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребёнком и его средой. «Социальная ситуация развития данного возраста, - подчёркивал Л.С. Выготский, - представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь по которому социальное становиться индивидуальным».
Каждый возрастной период характеризуется актуализацией определённых потребностей ребёнка. Качество образования должно определяться тем, насколько полно эти потребности могут быть удовлетворены ребёнком в образовательном учреждении. Основная потребность детей младшего школьного возраста – быть успешным, компетентным в рамках ведущей деятельности. Ведущая деятельность для ребёнка в этом возрасте учебная. Достижение компетентности возможно за счёт формирования произвольности психических функций (педагоги создают условия для формирования внутреннего плана действия). Ребёнок, решая задачу возраста, овладевает способами, средствами решения учебных задач.
Основные критерии качества образования на данном этапе могут быть следующие:
-наличие у ребёнка мотивации к дальнейшему обучению (желание учиться);
-умение учиться (сформированы навыки и способы решения учебной задачи);
-сформированное умение устанавливать коммуникацию с общественным взрослым как носителем выработанных в культуре способов мышления и деятельности. Таким образом, ребёнок, получивший качественное образование на выходе из начальной школы хочет учиться, умеет учиться, чувствуя себя при этом социально успешным. Некачественное образование, соответственно, лишает ребёнка возможности добиться таких результатов.
Мы видим, что качество образования в начальной школе есть также качество результатов, и обеспечивается использованием педагогических средств, адекватных возрастным и интеллектуальным особенностям детей. Однако, предметные знания и умения сегодня не являются единственными показателями качества начального образования. Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты выдвигают новые требования к результатам начального образования:
-личностным
-метапредметным
- предметным
Нормативные аспекты относятся сегодня также и к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Таким образом, учтены также личностный и процессуальный компоненты начального образования.
Социальный компонент регламентируется как общеобразовательным учреждением, так и стандартами в виде портрета выпускника начальной школы и носит вариативный характер. Здесь необходимо учитывать, что потребителями начального образования кроме учащихся и их родителей являются также учителя средней школы. В зависимости от запросов потребителей и возможностей учащихся формулируются цели образовательного учреждения относительно выпускников начальной школы.
Основные требования мирового сообщества к начальному образованию заключаются в следующем: оно должно носить общеобразовательный характер и быть универсальным, чтобы обеспечить основные потребности в образовании для всех детей, а также должно уважать культуру, потребности и возможности общества.
В последнее время особое внимание в системе образования стало уделяться анализу результатов обучения в начальной школе. Результаты дают возможность получить следующие данные:
• характеристики уровней усвоения обучающимися содержания
начального образования;
• информацию о качестве деятельности учителя начальной школы:
осознание им приоритетных целей обучения, дифференциация учебной
работы, учет возрастных особенностей и возможностей младшего
школьника;
• сведения об уровне готовности современного специалиста к
профессиональной деятельности с учетом новых целей образования, а
также характеристику недостатков и трудностей педагогической и
методической подготовки специалистов.
Учитывая выше сказанное, примем следующее рабочее определение. Качество начального образования - совокупность характеристик различных аспектов образовательной деятельности начальной школы, соответствующих целям и результатам государственного стандарта, социальным требованиям, познавательным и иным возможностям всех учащихся, обеспечивающих психологический комфорт, сохранение здоровья и высокую мотивированность ребёнка на продолжение образования.
Средствами достижения указанного качества образования являются:
• воспитывающая и обучающая педагогическая среда школы;
• психологическая атмосфера и духовный климат школы;
• пример и влияние личности педагогов;
• содержание образования и воспитания, а также методы и приемы обучения, соответствующие данному возрасту.
• различные формы организации обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, повышение квалификации педагогов, родительская школа.
Учебник до сих пор является одним из основных средств обучения в школе, отражающих содержание образования. В условиях перехода к работе по новому стандарту перед учителем начальных классов встаёт задача - научиться видеть и использовать потенциальные возможности тех или иных учебников в реализации требований стандарта, уметь выбрать учебник, соответствующий возможностям учащихся данного образовательного учреждения.