Повышение качества начального образования как научная проблема

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………стр.3

1. Повышение качества начального образования как научная проблема..стр. 6

2. Характеристика понятия «современная педагогическая технология»…стр.9

3. Обоснование выбора педагогической технологии как средства повышения качества обучения младших школьников…………………………………стр.14

4. Реализация технологии «проектное обучение» в рамках современного урока в начальной школе…………………………………………………..стр.22

Заключение…………………………………………………………………..стр.27

Список использованных источников……………………………………..стр.28

Приложение 1………………………………………………………………стр.30

Введение

Актуальность темы.

Современным приоритетом образовательной политики государства является качество образования. В данной связи на первый план выступает задача повышения качества результатов обучения в начальной школе. Именно на данной образовательной ступени создается база для развития личности ребенка, формирования основ его учебной самостоятельности.

Проблема повышения качества обучения в теоретических и методических аспектах решалась в разные годы такими исследователями, как В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, Л.Я. Зорина, Т.И. Шамова и др.

Возможные пути оптимизации образовательного процесса как одного из важнейших средств повышения качества обучения рассмотрены в трудах Ю.К. Бабанского и М.М. Поташника.

В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко в качестве одного из основных путей повышения качества обучения выделяют использование современных образовательных технологий.

Анализ учебно-методической литературы и практики обучения показывает, что, несмотря на многочисленные теоретические и методические исследования, выбор и использование педагогических технологий с целью повышения качества обучения младших школьников адекватных конкретной ситуации образовательного процесса происходит на недостаточном уровне.

Необходимость решения названной проблемы обуславливает актуальность темы работы.

Цель работы: выявить и изучить содержание современных педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения младших школьников.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Установить состояние проблемы повышения качества начального образования

2. Раскрыть понятие современной педагогической технологии.

3. Выявить существующие трактовки терминов, используемых для характеристики компонентов педагогической технологии.

4. Обосновать выбор конкретной педагогической технологии с целью повышения качества обучения младших школьников.

5. Установить особенности реализации проектной технологии в рамках современного урока в начальной школе.

Объект исследования – процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования – педагогические технологии как средство повышения качества образовательного процесса современной начальной школы.

Гипотезаисследования основана на предположении, что качество обучения учащихся начальной школы может быть существенно повышено, если будет обеспечен оптимальный выбор соответствующих педагогических технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и практические методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучение опыта работы современных педагогов начальной школы.

3. Наблюдение и анализ учебного процесса на уроках в начальной школе.

4. Беседа с учащимися и учителями начальной школы.

Поставленные задачи обусловили следующую структуру работы: она состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников. Список литературы составляет 23 наименования.

Повышение качества начального образования как научная проблема

Последние десятилетия 20-21 вв.охарактеризовали историю образования славянского общества печальными страницами: возникает новый термин – «децелерация», который, в противовес «акселерации», становится всё более употребляемым по отношению к классификации школьников начального образования.

«Причины децелерации многочисленны:

  • массовая алкоголизация и наркотизация населения;
  • злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
  • некачественное питание беременных;
  • последствия Чернобыльской катастрофы;
  • телефония (решающее влияние на потомство женщины первого в её жизни мужчины - часто по генофонду не лучшего);
  • рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и в ответ на это к её торможению
  • "афганский" и "чеченский" синдромы;
  • социальная фрустрация». (Кульбеков Е.Ф. Учебное пособие по антропологии. ПГЛУ Пятигорск, 2009.).

Дошкольники и дети младших классов поступают с ограниченным словарным запасом, недоразвитой моторикой руки, орфоэпическими дефектами, неадекватными эмоциями. Современные исследования, проведённые в ряде школ стран СНГ, характеризующие подготовку детей к обучению в школе выглядят драматически: низкая степень готовности детей к начальному обучению достигает 30%.

Итог, подведённый социологами, благодаря психолого-педагогическому мониторингу, показывает, что индекс интеллекта выпускников уже 9-х и 11-х классов каждый год спускается на 1,5- 3,5%. Приблизительно такой же цифрой характеризуется новый класс в школе, имеющий «особенных» детей. И это в центральных городах, не уступающих по возможностям европейским.
Тревожно представить, что может твориться в глубинках страны.

Также, регрессии способствует появление детей-беженцев, сирот, воспитанием которых заниматься некому или некогда.

Вторая направленность – это растущее несоответствие используемых педагогических технологий и уровнем восприимчивости школьников.

Асколирования Харьковского педагогического университета им. Г. С. Сковороды дали такую статистику: в самом городе и его районах всего 15-20% педагогов общеобразовательной школы трудятся на профессионально- творческом уровне.

Как показывает результат, выпускники школы имеют ряд катастрофических трудностей: проблемы с орфографией и пунктуацией, низкий уровень знаний в истории, географии, не только Родины, но и мира, резкое снижение интереса к художественной литературе, слабое представление о современных концепциях естествознания.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что от выбора педагогической технологии согласно ситуации и уровню учеников зависит качество обучения, в его амплитуде, интенсивности.
Это приводит к тому, что мы должны в фокус актуальности изучения поставить педагогические технологии, как « инструментарий учебного процесса».

На сегодняшний день, в педагогике не является популярным понятие «технология обучения», в частности, из-за чего страдает уровень образования.

Школьная жизнь должна готовить ребёнка к взрослой жизни, т.е. он должен иметь широкий кругозор и интерес, понятие и навыки основных аспектов жизнедеятельности человека, и главное – стремление к самостоятельному изучению окружающего его мира. Стремиться к этому необходимо путём внедрения в систему образования педагогических технологий, которые позволили бы увеличить эффективность образования, минуя увеличения нагрузки на школьников.

Испокон веков учителя задаются вопросами: Как преподнести материал для изучения ребёнку так, чтобы заинтересовать его? Какой язык подобрать для общения с нынешними школьниками? Как лучше иллюстрировать информацию? Как сделать урок оригинальным, своеобразным? Помочь в этом педагогу могут новые образовательные технологии. Современному учителю необходимо обладать личностно-ориентированными, развивающими, здоровье сберегающими технологиями, которые бы учитывали разно уровневую подготовку школьников. Маленькая личность динамично растёт и раскрывается, «находит себя» исключительно благодаря процессу самостоятельной деятельности, устремлённой к познанию неизведанного. Ведь личность появляется только с возникновения сознания и самосознания, но завершается процесс её становления лишь на морально-нравственном уровне.

Разумеется, что возможности ребёнка к познанию ограничены и невозможно дать ему всё необходимое сразу. Эта проблема решается научением школьника к самостоятельному овладеванию знаниями, отделением главного от второстепенного, логической памятью, абстрактно-логическим мышлением, т.е., умением пользоваться высшими психическими функциями ( по Выготскому) в процессе общественного труда. Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности, которые педагог использует при внедрении образовательных технологий.
Именно при этих условиях возможно добиться эффективного повышения качества обучения.

Наши рекомендации