Барьеры входа-выхода фирм на рынок и их виды. Нестратегические барьеры входа и их типы
В самом общем виде барьеры (или ограничения на вход-выход фирмы на рынок) представляют собой совокупность издержек, связанных с проникновением фирмы на отраслевой рынок или же с ее уходом с него. Дж. Бэйн выделял 4 типа отраслей по высоте и эффективности входных барьеров:
1) Рынки с легким входом. На таких рынках обеспечивается высокая мобильность капитала, сравнительная свобода в приобретении ресурсов. Отраслевая цена устанавливается на уровне минимальных средних издержек. Любая попытка повысить цену влечет за собой вход нового конкурента на рынок. Тип конкуренции здесь близок к совершенной. Рынки такого типа практически не встречаются в реальной жизни.
2) Рынки с неэффективными барьерами входа (предоставляемым входом); Здесь отдельные фирмы могут иметь преимущества в издержках и препятствовать входу в отрасль других фирм. Однако в долгосрочном периоде такая политика будет для них невыгодна, ибо выигрыш от возможного получения прибыли в долгосрочном периоде с учетом ее дисконтирования и затрат на создание барьеров будет несущественным. Фирмам будет выгоднее получить высокую прибыль в краткосрочном периоде и не препятствовать входу других фирм в долгосрочном периоде.
3) Рынки с эффективными барьерами входа (сдерживаемым входом);У старых фирм не только есть возможность препятствовать входу в отрасль новых фирм, но им и выгодна такая политика. Это, как правило, рынки с доминирующей фирмой.
4) Рынки с блокированным входом. Вход в отрасль полностью блокирован старыми фирмами, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Рынок малопривлекателен для мелких фирм, поскольку для входа на него требуются значительные инвестиционные ресурсы. Число участников такого рынка, как правило, стабильно и в большинстве случаев на таких рынках функционирует фирма-естественный монополист.
Барьеры входа делятся на 1) нестратегические, существование которых обусловлено объективными характеристиками отраслевого рынка. 2) стратегические. Они порождаются факторами субъективного характера, поскольку связаны со стратегическим поведением фирм на рынке.
Нестратегические барьеры делятся на технологические, экономические и институциональные.
К технологическим относят эффект масштаба и минимально эффективный выпуск (МЕS). Положительная отдача от масштаба дает производителям преимущества в издержках производства. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит минимально эффективный выпуск (МЕS) При обычной U- образной функции издержек положительная отдача от масштаба может служить серьезным барьером в том случае, когда объем рыночного спроса сравним с МЕS.
На рис. 9.1а. объем спроса D1 достаточно мал, так что одна фирма может вполне удовлетворить его, даже не достигнув МЕS.Случай естественной монополии.
Рис 9.1б иллюстрирует ситуацию, когда МЕSявляется незначительным по отношению к рыночному спросу. Сравнивая варианты можно утверждать, что в первом случае эффект масштаба будет представлять собой более серьезный барьер входа, чем во втором. Третий случай характеризует конкурентный рынок. Показатель МЕS обычно определяется не в единицах, характеризующих объем продукции, а в отношении МЕS к емкости рыночного спроса или отраслевому объему выпуска.
LATC |
Q |
в) |
P, LATC |
б) |
P, LATC |
Q |
P, LATC |
Q |
MES-q٭ |
LATC |
а) |
D1 |
LATC |
D2 |
D3 |
Рис.9.1. Варианты соотношения кривых рыночного спроса и кривых долгосрочных средних издержек.
Количество фирм, действующих в состоянии долгосрочного равновесия, определяется по формуле:
Где Qd – объем рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек;
٭ q – минимально эффективный выпуск МЕS.
Если в отрасли окажется число фирм больше, чем n, то часть из них будет производить продукт с издержками выше минимальных. Ценовая конкуренция приведет к снижению цены до уровня минимальных издержек. Фирмы с высокими издержками будут нести убытки и уйдут с рынка.
Положительная отдача от масштаба служит барьером для входа в отрасль. Но она не показывает, насколько высоки эти барьеры. Для этого надо еще знать разницу между уровнем средних издержек крупных и мелких фирм в отрасли. Причем, чем выше эта разница, тем существеннее (эффективнее) барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба.
Оценить высоту барьеров, позволяет показатель преимущества в издержках. Чтобы его определить предприятия ранжируются по убыванию объема выпуска. Для сравнения выбирают 10% самых крупных предприятий и 10% самых мелких. Показатель рассчитывается как отношение средней величины добавленной стоимости на 1 работающего на крупных предприятиях к соответствующему показателю для мелких предприятий. Исследования ученых показали, что МЕS лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда этот показатель выше 1,25.
К экономическим барьерам можно отнести емкость рынка; состояние инфраструктуры; уровень капитальных затрат.
Фирмы всегда учитывают фактор емкости рынка при принятии решения о входе на отраслевой рынок. Главные факторы, влияющие на высоту сопряженного с емкостью рынка входного барьера, – степень насыщенности отраслевого рынка продукцией, стабильность платежеспособности населения, степень активности иностранных конкурентов.
Состояние рыночной инфраструктуры. также оказывает влияние на возможность входа в отрасль. Наличие надежной системы взаиморасчетов, отлаженный механизм оказания страховых услуг, высокая густота и ритмичность функционирования транспортных коммуникаций –факторы, облегчающие вход фирм на рынок. Существенным препятствием для входа являются капитальные затраты (затраты освоения), т. е минимальный объем первоначальных инвестиций, который необходим фирме для входа на рынок. Чем они больше, чем выше затраты на НИОКР и другие капитальные затраты, чем длительнее сроки освоения новых инвестиции, тем выше барьеры входа в отрасль.
К институциональным барьерамотносят: