Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Барьеры входа на рынок – такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно начать свое дело в выбранной отрасли. Наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли обуславливает рыночную власть этих фирм. Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, предпочтением потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией – это нестратегические факторы рыночной структуры. Другой тип барьеров – барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.

Разберём нестратегические барьеры входа на рынок.

1. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск – создают объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках.

2. Вертикальная интеграция – предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, например, фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом), либо поздних стадий (интеграция второго типа, например, нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок).

Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, ведь она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.

3. Диверсификация деятельности фирмы – она отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии: Барьеры входа на рынок и выхода с рынка - student2.ru где i=1,2,…n – продукты, производимые и продаваемые фирмой; Pi – доля от реализации i-го продукта в общей выручке фирмы.

Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами; имеет преимущества в издержках; более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом.

4. Дифференциация продукта – означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками (разные марки автомобилей, телевизоров). Она создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей («приверженность марке»), в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей. Особенно сложно приходится в условиях агрессивной рекламы уже действующих компаний. Также фирме, входящей на рынок– необходимо предоставить покупателю убедительную информацию о том, что её продукция является качественной.

5. Эластичность и темпы роста спроса – чем выше темпы роста спроса, т.е. чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка. Чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать прибыль.

6. Иностранная конкуренция – высота барьеров зависит от ставки импортных тарифов: чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.

7. Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с него – к ним следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами и тарифами.

Наши рекомендации