Налог и иные обязательные платежи
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.
Основная цель взимания налогов - обеспечение совокупности расходов государства.
Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными.
В НК РФ понятие "сбор" охватывает непосредственно сборы и пошлины.
Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.
Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками.
При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.
В законодательстве РФ существуют три вида пошлин:
1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права;
2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.;
3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций.
К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13-15 НК РФ), и др.
13. Понятие и содержание отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Возникающие в сфере налогообложения общественные отношения под влиянием норм налогового законодательства становятся налоговыми правоотношениями. Они представляют собой властные отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, их перечислению в бюджетную систему РФ, по поводу осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий либо бездействий их должностных лиц, по привлечению к налоговой ответственности и иного, участники которых реализуют в них свои права и обязанности.
Налоговые правоотношения имеют свойства, присущие всем правоотношениям, а также наделены характерными особенностями:
1) возникают в процессе налоговой деятельности государства и муниципальных образований;
2) являются разновидностью имущественных отношений, так как связаны с денежным платежом в казну;
3) одной из сторон в них выступает государство в лице органов государственной власти, муниципальных образований, налоговых, таможенных органов и иных лиц, действующих от имени государства;
4) являются властными отношениями, так как одна сторона (банк) находится во властном подчинении у другой стороны, при этом стороны субординационно друг другу не подчинены. Все налоговые правоотношения можно подразделить на виды:
1) по содержанию:
а) материальные;
б) процессуальные;
2) по кругу участников:
а) общие (одна сторона определяет (это - РФ и муниципальные образования), устанавливает или вводит налоги, другая сторона - не-персонифицирована);
б) конкретные (стороны индивидуально определены).
Налоговые правоотношения включают в себя структурные элементы:
1) субъект;
2) объект;
3) содержание.
Субъект - участник, реализующий свои права и обязанности; к ним относятся: налогоплательщики, налоговые органы, банки и др.
Объект налогового правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников.
Различные ученые полагают, что объектом правоотношений выступают:
1) непосредственно налог;
2) уплата налога.
Содержание налогового правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Основным содержанием являются обязанность налогоплательщика уплатить налог в соответствии с требованием законодательства и обязанность компетентных органов обеспечить эту уплату, все иные права и обязанности являются произ-водными от этих главных.
Статья 9 НК РФ перечисляет участников отношений, которые регулируются налоговым законодательством, в частности отношения налогоплательщика и уплату сборов, налоговых агентов, налоговых органов, таможенных органов.