И иные платежи как правило, экологические платежи

Налог – это безвозмездный платеж, уплачиваемый без какого-либо личного удовлетворения

Сбор - плата хозяйствующего субъекта государству за право деятельности или право пользования

Пошлина – это плата за проведение государственными органами юридически значимых действий в пользу плательщика

и иные платежи как правило, экологические платежи

2 Отличительные признаки налогов:

-принудительный характер платежей

- законодательное оформление элементов налога

-денежная форма платежа

-безэквивалентное изъятие

- хозяйственная самостоятельность плательщиков;

-уплата только из дохода

Материальной основой налогов выступает часть денежных доходов физических и юридических лиц, участвующих в создании ВНП. Изъятие государством в свою пользу определенной части ВНП и составляет сущность налогов. Опыт свидетельствует о преимуществах налогообложения перед любой другой формой изъятия части доходов физических и юридических лиц. Именно правовой характер налогов и составляет это преимущество.

Один и тот же объект не может быть обложен дважды одним и тем же налогом, за один и тот же период, то есть не допускается двойного налогообложения, хотя на практике это встречается (прибыль и дивиденды). При этом закон о налогах и его применение обратной силы не имеет.

Обычно выделяют следующие основные функции налогов:

1) Фискальная – главная, наполняет бюджет финансовыми средствами, формирует материальную основу для выполнения основных функций.

2) Контрольная – с ее помощью оценивается эффективность налоговых каналов, она служит для выявления необходимости внесения изменений в налоговую политику и налоговую систему.

3) Регулирующая – с помощью которой государство воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов:

а) стимулирующая – государство стимулирует НТП, создает дополни­тельные рабочие места, интенсифицирует и расширяет производство и др. путем снижения налоговых ставок, числа налогов, использование налоговых кредитов, отсрочка от уплаты нал. платежей и др. б) дестимулирующая – используется для снижения экономической активности в отдельных отраслях или в экономике в целом. При этом увеличиваются налоговые ставки, штрафы, отменяются льготы, усугубляются условия налогообложения и пр.

5) Распределительная – государство с ее помощью аккумулирует в бюджете часть доходов физических и юридических, а затем распределяет их на решение социальных, экономических и экологических проблем. В разных странах доля национального дохода, проходящая перераспределение через госбюджет различна: там, где она высока предоставляется больше общественных благ населению, причем на качество благ это не влияет.

6) Воспроизводственная - направлена на обеспечение воспроизводства и охрану окружающей среды, выполняется экологическими налогами.

7) Конституционная – обеспечивает сохранность единого экономического пространства страны.

3 Налоговая система – совокупность совместимых налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной, а так же методы и принципы построения налогов.

Принципы налогообложения – это сущностное положения касающиеся целесообразности налогов. Наиболее полно принципы были сформулированы А. Смитом.

Среди принципов налогообложения выделяют:

*экономические принципы:

1. Принцип эффективности. Эффективными считаются налоговые системы оказывающие минимум неблагоприятного воздействия для процесса распределения ресурсов в экономике. Чаще всего эффективность налоговой системы оценивают по величине административных расходов на управление налогами и соблюдение налогового законодательства (они должны быть минимальными).

2. Принцип прогнозирования - могут запланировать доходы.

3. Принцип нейтральности. Налог не должен препятствовать развитию рыночных отношений.

* организационные принципы:

1. принцип справедливости. налог уплачивается всеми на принципе равного подхода к налогоплательщикам, при этом тот кто получил больший доход должен платить больший налог. Это справедливо, так как для получения больших доходов, человек больше использует экономическое пространство и, следовательно, должен больше платить.

2. Удобство уплаты налогов (форма уплаты, сроки уплаты, время уплаты).

3. Принцип стабильности. Стабильность налоговой системы рассматри­вается как динамичная стабильность, т.е. изменение общественных отноше­ний (характер общественного строя страны; уровень демократизации эконо­мики; степень доверия населения правительству; устойчивость социально – политической ситуации) влечет изменения и в налоговой системе, но при этом основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, основные льготы и санкции должны оставаться неизменными в течение нескольких лет, а в течение года не каких изменений в налоговую систему вноситься не должно. При этом должно соблюдаться условие, что ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности, а все изменения известны предпринимателям не позднее, чем за 1 месяц до начала нового хозяйственного года.

4. Гармонизация с международными нормами и правилами.

* правовые принципы

1. Законности

2. Отрицание обратной силы закона, ухудшающего положение граждан.

3. Приоритетности налогового законодательства.

На практике и в теории выделяют налоговые системы прогрессивные и регрессивные в зависимости от того, как меняются налоги при изменении показателя платежеспособности физических и юридических лиц. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты всех налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Налоговая система регрессивная, если после выплаты всех налогов неравенство возрастает.

4 Классификация налогов.В основе классификации налогов могут лежать различные признаки.

1) В зависимости от объекта обложения и от взаимоотношений плательщика и государства налоги группируются на:

а) прямые налоги взимаются государством из дохода прямо непосредственно как часть последнего, при этом государство предъявляет свои права на долю дохода сразу же при его создании. Налоги непосредственно вносятся в казну. Для предпринимателей эта форма более выгодна, так как учитывает доходность налогоплательщика и взимаются на стадии получения дохода. Налогоплательщик точно знает сумму своего налога, что снижает неопределенность его бизнеса, а следовательно и риски, более достоверным становится планирование и прогнозирование.

Прямые налоги делятся на:

· реальные взимаются с отдельных видов имущества и учитывают среднюю, а не действительную доходность объекта обложения;

· личные учитывают индивидуальную доходность объекта обложения, принимают во внимание финансовое положение плательщика. Основный личный налог – подоходный.

Две формы обложения подоходным налогом:

- шедулярная форма – на основе деления дохода на части в зависимости от источника получения;

- глобальная – когда налог взимается с совокупного дохода плательщи­ка, вне зависимости от источника его получения. Эта форма проще и дейст­вует в большинстве стран, но не редко используется сочетание двух форм.

б) косвенные налоги – взимаются в составе цены товара или включаются в тариф. При реализации товаров и услуг налоги получают владельцы товаров и услуг и затем передают их государству. Таким образом, связь между налогоплательщиком и государством опосредована. Здесь государство заявляет о своих правах на часть дохода в момент реализации товаров или услуг.

В отличие от прямых налогов, косвенные не связаны с доходом или имуществом плательщика, они связаны с его потреблением, поэтому их еще называют налогами на потребление.

Три вида косвенных налогов:

а) Акцизы – ими облагаются товары массового внутреннего производства, ряд услуг. Различают:

- индивидуальные акцизы – взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара.

- универсальные – налог с оборота, взимается со стоимости товаров внутреннего производства, составляющих оборот. Налог с оборота в силу своей важности выделился из акцизов и приобрел самостоятельное значение. Разновидностью налога с оборота является НДС.

б) Фискальные монопольные налоги устанавливаются на товары массового потребления, производимые и продаваемые государством.

в) Таможенные пошлины: импортные экспортные, транзитные.

3) Взносы в фонды социального страхования по своей сути относятся к прямым целевым налогам, но выделяются в отдельный блок, так как их в основном платят работодатели, но в конечном счете они включаются в себестоимость, а затем и в цену товаров (услуг) и для потребителя по существу являются косвенными платежами. У этих взносов двойная природа, они обладают чертами и прямых и косвенных налогов.

Б) В зависимости от органа, который устанавливает элементы налога,различают федеральные, региональные и местные. Кроме этого усилившееся в последнее десятилетие межгосударственная интеграция привела к возникновению межгосударственных налогов (налог на сельскохозяйственную продукцию ЕЭС).

В) По использованию налоги делятся на общие, - обезличенные, которые поступают в единый бюджет государства и специальные – целевые, имеют строгое определенное назначение.

Г) По степени изменения ставок в зависимости от изменения дохода различают:

1) прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого (определяется как отношение общей налоговой суммы к объекту обложения) возрастает по мере увеличения дохода и наоборот.

2) Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода и наоборот.

3) Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не меняется при изменении дохода.

Д) По способу взимания различают: а) кадастровые налоги - к ним относится земельный налог, промысловый и другие (кадастр устанавливает среднюю доходность объекта обложения); б) налоги взимаются у «источника», до получения владельцем дохода - это безналичный способ взимания налогов осуществляется бухгалтерией того юридического лица, у которого работает налогоплательщик; в) изъятие налога по декларации, после получения дохода (декларация - это ежегодное официальное заявление плательщика о его доходах).

5 1) Субъект налога – налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность платить налоги.

2) Объект налога – это то, что подлежит обложению.

3) Источник налога – доход или часть дохода, из которого уплачивается налог.

4) Единица обложения – единица измерения объекта, это может быть денежная единица или количественная (га, шт, лошад.силы).

5) Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают ставки твердые и долевые. Твердые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта (специи­фические). Долевые выражаются в определенных долях объекта обложения, как правило, в процентах (адвалорная ставка). Процентные подразделяются на пропорциональные (в едином проценте к объекту обложения) и прогресс­сивные (увеличиваются с ростом объекта обложения, действует шкала ставок). Налоговая практика знает 2 вида прогрессии: Простую при которой возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения. Сложная – при ее применении объект обложения делится на части ступени и на каждой ступени своя ставка, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а части превышающей предыдущую ступень.

6) Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

7) Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

6 Основы существующей в РФ налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием закона «об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В 1998г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса, в 2001 г. - вторая.

Общие принципы построения налоговой системы РФ определяются в налоговом кодексе РФ 1 часть. К ним относятся:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

По кодексу налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В РФ налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные – устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Часть федеральных налогов имеет регулирующий характер и распределяется между уровнями налоговой системы (регулируют распределение бюджетных средств по уровням).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

9) таможенная пошлина и таможенные сборы (устанавливаются таможенным кодексом);

Региональные налоги – устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории этих субъектов. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться (в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом) следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость; При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

3) транспортный налог;

4) налог на игорный бизнес;

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

Как правило, на региональный и местный уровень передаются наиболее трудно собираемые налоги, а на федеральном уровне остаются легко собираемые.

В НК РФ определены следующие элементы налога:

1) Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объект налогообложения – то, что облагается налогом (имущество, прибыль и т.д.);

2) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база – та характеристика объекта обложения, которая используется при расчете суммы налога (среднегодовая стоимость имущества, денежное выражение прибыли и т.д.);

3) Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (календарный год, квартал, месяц). Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;

4) Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Может быть твердой (специфической) – устанавливается в рублях на единицу обложения (5 руб. за 1 тонну) или процентной (адвалорной) – устанавливается в процентах по отношению к налоговой базе (20% от налогооблагаемой прибыли);

5) порядок исчисления;

6) порядок и сроки уплаты налогов. Налог может уплачиваться разовым платежом или несколькими платежами (авансовыми платежами). Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Льготы не относятся к обязательным элементам налога. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В законодательстве по налогам предусмотрены следующие виды льгот:

1) не облагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из объекта обложения определенных элементов;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налогового платежа за расчетный период;

6) изменение сроков уплаты налога – отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

7 Сущность налогового бремени.

Налоговое бремя характеризуется величиной прямых и косвенных налогов, дополняется взносами в фонды соцстраха и другие фонды. В теории и практике налоговое бремя можно рассматривать как абсолютное – измеряется абсолютной суммой всех налоговых выплат в течении финансового года. Дополняется этот показатель относительным налоговым бременем, который измеряется долей (удельным весом) всех налоговых выплат в бюджет в совокупном годовом доходе. Тяжесть налогового бремени зависит от налоговой политики государства и затрагивает интересы всех ФЮЛ и общества в целом. Однако, в настоящее время нет научного подхода в измерении чьей – либо способности платить налоги. Сейчас на практике это зависит:

- от взглядов правящей партии на проблему н/о;

- от требований момента;

- от потребностей правительства в доходах, следовательно на практике присутствует субъективный подход к решению проблемы распределения бремени.

Разные налоги дают различное налоговое бремя, то есть различную налоговую нагрузку. Так, прогрессивные налоги с ростом дохода увеличивают и абсолютные суммы налоговых выплат и долю этих выплат в совокупном доходе. Регрессивные налоги – с ростом дохода понижают долю налогов в доходе, но абсолютная сумма налогов может снижаться, а может и расти. Все зависит от того в какой степени рост дохода опережает снижение налоговых ставок. Пропорциональные – с ростом дохода формируют неизменную долю налогов в доходе, но абсолютно сумма налоговых выплат растет, та как увеличивается наполняемость каждого процента.

Если рассматривать бремя отдельных доходов, то картина следующая:

1) Личный подоходный налог – мало прогрессивен в рыночных системах, кроме этого доходы от облигаций и выплаты процентов по вкладам не облагаются налогом – это подрывает прогрессивный характер. В России этот налог пропорциональный, отмеченное выше условие снижает абсолютные суммы выплат.

2) Косвенные налоги (налоги на потребление) на первый взгляд покажется пропорциональными. Но на практике по отношению к доходу они являются регрессивными, причина регрессивности в том, что косвенные налоги затрагивают значительную часть дохода бедного человека, в отличие от богатого который может избежать налога на часть дохода, откладывая его в виде сбережений.

3) Налоги на прибыль предприятия – они являются пропорциональными и владельцы предприятий полностью несут их бремя но практика показывает, что нередко часть налога в виде повышения цены перекладывается на покупателя продукции. Эта перенесенная часть носит регрессивный характер, по аналогии с косвенными налогами.

4) Поимущественные налоги регрессивны по той же причине, что и косвенные.

Размер избыточного налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Чем эластичнее спрос и предложение, тем больше избыточное налоговое бремя, следовательно меньше налогов в бюджет. 2 налога, дающие одинаковые поступления в бюджет не обязательно влекут за собой одинаковое общее и избыточное налоговое бремя.

здесь можно вывести два правила:

1) Чем менее эластичен спрос на товар, тем большую часть бремени налога производитель переносит на покупателя, при условии, что предложение постоянно.

2) Чем менее эластично предложение на товар, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос постоянный.

Бремя налогов представляет собой общую сумму платежей, которая, в конечном счете, в той или иной форме возвращается налогоплательщикам. Но есть избыточное налоговое бремя. Суть в том, что большинство налогов создают общее налоговое бремя на экономику, превышающее налоговые поступления. Избыточное бремя, которое выражает падение объема производства ниже оптимального уровня, это означает одновременно потерю для общества чистой выручки. Величина избыточного бремени в значительной степени зависит от эластичности спроса и предложения и, если продолжить анализ, то придем к следующим выводам:

1) Размер избыточного бремени налога варьируется на разных рынках в зависимости от спроса и предложения.

2) При прочих равных условиях, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше избыточное бремя вводимого налога.

3) Два налога, дающие одинаковое поступление в бюджет не обязательно влекут за собой одинаковое, общее в том числе избыточное налоговое бремя.

Все вместе взятое необходимо учитывать правительству при выработке налоговой политики, а плательщикам при налоговом планировании.

Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат обложению, согласно закону. Некоторые из них частично могут быть переложены на другие части национальной экономики или слои населения. Следовательно, в рамках налоговой политики важно определить сферу возможного влияния и выявить конечные пункты, куда перемещаются налоги. Это глубоко скрытый процесс, который не виден в реальной жизни, но может быть спрогнозирован.

Наши рекомендации