Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения

Составные части функций права: - Правовое воздействие – это пути, формы, способы влияния права на общественные отношения; - Правовое регулирование – это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений

Виды функций права:По системе права: - Общеправовые – свойственные всем отраслям права; - Межотраслевые – свойственные двум или более отраслям права; - Отраслевые – свойственные одной отрасли; - Правовых институтов – свойственные конкретному институту; - Нормы права - свойственные конкретному виду норм права.

По роли права:а)Социальные – показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие: - Политическая; - Экономическая; - Культурно-воспитательная; - Информационная. б) Собственно–юридические – показывают, каким образом это воздействие осуществляется. в) Регулятивные – правовое воздействие, выражающиеся в установлении определенных правил поведения: - регулятивно – статическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов; - регулятивно – динамическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения. г) Охранительные – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общественных отношений, урегулированных правом

Принципы права – это особые идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Классификация: В зависимости от характера принципы права подразделяются: - идеологические

социально- экономические; - политические; - этические; - религиозные; - юридические.

В зависимости от типа права: - рабовладельческие; - феодальные; - капиталистический (буржуазный); - социалистические. Виды юридических принципов: - Отраслевые – является основополагающим для все отрасли права: - демократизм; - законность; - гуманизм; - справедливость; - юридическая ответственность; - недопустимость обратной силы закона. Межотраслевые – является основополагающим для двух или более отраслей права: - принцип состязательности (в гражданском и уголовном права); - принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом праве). Отраслевые – распространяются лишь на конкретные отрасли права: - не преступления без указания на то в законе (в уголовном праве); - оплата по количеству и качеству труда (в трудовом праве). Принципы правовых институтов –распространяются на конкретные институты: - равенство всех форм собственности (институт собственности); - неотвратимость ответственности (институт юридической ответственности). 39. Типы права: понятие и виды.Право – это система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы, признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально – определены, регулируют общественные отношения и общеобязательны для всех членов общества.

Тип права –это совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой

Рабовладельческий тип права: Сущность права: « Возведенная в закон воля класса рабовладельцев».

Признаки права: 1. Закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей; 2. Было тесно связано с религией; 3. Правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики – казусов, или инструкцией для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистичный характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения; 4. Не было деления на отрасли; 5. За исключением римского частного права, всему рабовладельческому праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком

Феодальный тип права: Сущность права: «Возведенная в закон воля класса феодалов».

Признаки права: 1. Основное место занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в Средневековье; 2. Было правом - привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества; 3. Открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего, со стороны феодала по отношению к крестьянину); 4. Право носило раздробленный характер, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны; 5. Было тесно связано с религией; 6. Отсутствовало деление на отрасли.

Буржуазный тип права: Сущность права: «Возведенная в закон воля класса буржуазии».

Признаки права: 1. Право носит светский характер, т.е. право, не связано с религией; 2. Высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права; 3. Разделение права на частное и публичное; 4. Признание закона основным источником права

Социалистический тип права: Сущность права: «На этапе становления и развития социалистического государства – возведенная в закон воля пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, на этапе развитого социализма – возведенная в закон воля всего народа». Признаки права: 1. Право носит светский характер; 2. Господство публичного права над частным; 3. Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям; 4. Декларативный характер права; 5. Деление права на отрасли

40. Источники права: понятие и виды.

Право – это система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы, признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально – определены, регулируют общественные отношения и общеобязательны для всех членов общества.

Источник права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Различают источник права в материальном, идеальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в идеальном смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется ввиду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказавает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: - естественное право; - нормативный правовой акт; - нормативный договор; - правовой прецедент (судебный или административный прецедент); - правовой обычай; - религиозные догмы; - правовая доктрина; - принцип права; - правосознание.

Нормативно-правовой акт –официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативный договор – представляет собой соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер.

Правовой обычай –это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Правовой прецедент –это решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое в последствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Религиозные тексты – (характерны для мусульманского права) это тексты, которые санкционируются государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением. 41. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды.

Нормативно-правовой акт –официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); 3) ФЗ - это акты текущего зак-ва, посвященные различным сторонам социально-экономич., политич. и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и пр.); 4) законы субъектов РФ - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов:1) указы Президента РФ - высшие по юр. силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правит. РФ - акты исполнительного органа гос-ва, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств; 4) решения и постановления местных органов гос. власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все норматив. акты делятся на: - норматив. акты государственных органов; - нормативные акты иных соц. структур (муницип. органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - норматив. акты совместного характера (гос. органов и иных соц. структур); - норматив. акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия: -общефедеральные; - норматив. акты субъектов РФ; - нормативные акты органов местного самоуправ.; локальные норматив.акты.

В зависимости от срока действия: - норматив. акты неопределенно длительного действия; - временные нормативные акты.

42. Понятие и элементы системы законодательства.

Подсистемой законодательствапонимается совокупность иормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристикиправа. Данная система является внешним выражением системы права.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное(иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

43. Понятие, признаки и виды законов.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Признаки закона

закон принимается только высшим представительным органом государственной власти – парламентом страны

закон принимается в особом порядке, предусмотренной конституцией и иными правовыми актами

закон регулирует наиболее значимые сферы общественной жизни

закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны

закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов (разделов, глав, статей), имеющий строго определенные реквизиты (номер, дату принятия, дату утверждения, подписания и пр.).

Виды законов: По юридической силе:1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); 3) ФЗ - это акты текущего зак-ва, посвященные различным сторонам социально-экономич., политич. и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и пр.); 4) законы субъектов РФ - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

По субъектам законотворчества: -принятый народом в результате референдума; - принятый государственным органом. По предмету правового регулирования: -конституционные; - административные; - гражданские; - уголовные; - другие. По сроку действия: -постоянные; - временные. По содержанию: -экономические; - политические; - бюджетные; - социальные. По степени систематизации: -обычные; - кодификационные. 44. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.

Подзаконный акт –это нормативно-правовой акт, изданный на основе и во исполнение законов, содержащий правовые нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов: Виды подзаконных актов:1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Признаки:1) Полномочие на издание подзаконных нормативных правовых актов устанавливается в других актах. Одновременно устанавливаются формы актов и предметы, по которым они могут издаваться.

2) Для понимания сущности подзаконного акта важно установить характер его связи с законом, который выражается в таких юридических формулах как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом».

3) Особенности подзаконных нормативных актов предопределены тем, что они подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.

4) Подзаконные акты связаны с законами, что проявляется также в том, что в них «осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и т.д.»

5) В научной литературе в качестве признаков называется иерархическая организация система подзаконных актов. 45. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие правовых актов во времени

Правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собр.», ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собр. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юр. силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

действие правовых актов в пространстве

Действие правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос. границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория рос. дипломатич. представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ. С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. Действие правового акта распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так правовые акты местных органов гос-ва – на территории их района, префектуры, города и т. п. При федеративном гос. устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

действие правовых актов по кругу лиц

По общему правилу, действие правовых актов на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РФ правовые акты действуют в отношении всех ее граждан, гос. органов, обществен. организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют спец. правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие правовых актов по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это например иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого гос-ва не могут быть привлечены к уголов. ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатич. путем. Некоторые национальные акты вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы гос-ва. 46. Правотворчество: понятие, принципы, субъекты и виды.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Принципы: научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации); оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В зависимости от субъектовделятся навиды:1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы; 2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнит. власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем норматив. актов, входящих в компетенцию представительного органа; 3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, и др.47. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

Законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты;

3) Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Гос. Думой (ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы);

б) одобрение закона Советом Федер. - ФЗ считается одобренным Советом Федер., если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федер.; ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федер.

в) подписание закона Президентом РФ - Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его;

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 48. Понятие, виды, правила и приемы юридической техники.

Юридическая техника - это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юр. док-ов, их систематизации и учета.

Различаются следующие виды юр. техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов.

Целью юр. техники являются рационализирование юр. деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юр. док-ов.

Элементами Ю. т. являются юр. терминология, юр-ие конструкции, способы построения нормативно-правовых актов.

В зависимости от видов юр. деятельности можно различать и виды юр. техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами - наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника включает в себя правила построения и оформления правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль правового акта, правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

Другие виды юр. техники получили меньшее развитие и не имеют четкого терминологического обозначения. Так, в отношении такой широкой сферы юр. деятельности как правоприменит. деятельность можно говорить о правоприменительной технике. Этот раздел юридической техники не получил устойчивого понятийно-терминологического отражения в теории и практике.

Считается, что правоприменительная техника включает в себя правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов, способы и приемы толкования юридических норм и актов, способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности, способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Более сформированный вид имеют некоторые конкретные разделы юридической техники, такие как договорная техника, техника претензионно-исковой работы.

Между законодательной техникой и техникой индивидуальных правовых актов непроходимой границы нет. Более того, и нормативные, и ненормативные правовые акты являются разновидностью правовых актов. Поэтому большинство юридико-технических требований к нормативным и ненормативным правовым актам носит общий характер (в той мере, в какой требования не связаны с признаком нормативности/ненормативности правового акта).49. Понятие и формы систематизации законодательства.

Систематизация законодательства -это деятельность заинтересованных субъектов по упорядочению и совершенствованию нормативно-правовых актов путем их внешней и внутренней обработки с целью совершенствования системы законодательства и обеспечения доступа к правовой информации

Виды (способы) систематизации законодательства:

Инкорпорация- это такой вид (способ) систематизации при котором нормативно-правовые акты подвергаются внешней обработке без изменения содержания и смысла правовых предписаний и располагаются в хронологическом, алфавитном, предметном и т.д. порядке

Консолидация- это такой вид (способ) систематизации при котором несколько нормативно- правовых актов, регулирующих аналогичные общественные отношения объединяются в один акт без изменения содержания правовых предписаний с целью преодоления множественности нормативно- правовых актов и обеспечения единства правового регулирования

Кодификация - это такой вид (способ) систематизации при котором в результате переработки, изменения, дополнения ранее действовавших нормативно - правовых актов управомоченными государственными органами принимается новый нормативно-правовой акт, регулирующий определенный вид общественных отношений

Учет – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. 50. Понятие и основные элементы системы права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.51. Понятие и виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Отрасль права- это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

Наши рекомендации