Воздействие таможенных органов на национальную эконмику
Успешное решение таможенными органами поставленных перед ними задач способствует поступательному развитию национальной экономики. Так, в ходе таможенной деятельности достигаются цели государственной таможенной политики, соответствующие цели экономической политики, а также политики национальной и экономической безопасности. В результате существенно меняются условия протекания экономических процессов:
- расширяются производственные возможности фирм, хозяйственных комплексов, страны в целом;
- смягчается проблема ограниченности ресурсов;
- углубляются разделение труда, специализация и кооперирование, уменьшаются трансформационные издержки;
- усиливается спецификация прав собственности, снижаются трансакционные издержки и отрицательные внешние эффекты (экстерналии);
- появляется возможность снижения альтернативных издержек в различных отраслях и сферах деятельности;
- в результате распространения передовых технологий обеспечивается неизменная и даже возрастающая отдача факторов производства;
- усиливается процесс убывания предельной полезности экономических благ;
- стимулируется качественный и количественный рост потребностей;
- модифицируется действие законов спроса, предложения, денежного обращения и др.;
- обостряется конкуренция хозяйствующих субъектов и одновременно повышается конкурентоспособность национальных производителей;
- обеспечивается более полная реализация принципов рыночного регулирования экономической деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза
на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г № 311 –ФЗ.
3. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Андрейчук Е.Л., В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. – Владивосток: ВФ РТА, 2006.
4. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. – М.: РИО РТА, 2010.
5. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
Лекция 5. Создание и размещение таможенных органов
Принципы и факторы размещения таможенных органов.
Размещение таможенных органов на территории страны является важнейшим элементом организации таможенного дела.
Рациональное размещение таможенных органов по территории страны, вблизи её морских и сухопутных границ является одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы. Рациональное размещение таможенных органов делает возможным таможенное оформление и контроль как таковые, обеспечивает эффективность мероприятий по предотвращению контрабанды, способствует международному товарообороту за счет ускорения товародвижения. При рациональном размещении таможенных органов создаются предпосылки для снижения затрат участников внешнеэкономической деятельности, связанных с таможенным оформлением и контролем грузов, перемещаемых через государственную границу. Наконец, рациональное территориальное размещение таможенных органов необходимо в целях совершенствования процессов управления и финансового обеспечения деятельности таможенных органов.
Размещение таможенных органов осуществляется на основе определенных принципов. Оно призвано обеспечить эффективный государственный контроль, способствовать оптимальному использованию ресурсов таможенных органов, содействовать комплексному развитию и эффективному использования природных и трудовых ресурсов всех экономических регионов России, развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, а также учитывать затраты участников внешнеэкономической деятельности, связанные с прохождением таможенных процедур и транспортировкой товаров. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отмечает принципы деятельности таможенных органов, в числе которых: «недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела».
Федеральная таможенная служба создает, производит реорганизацию и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, определяет регион деятельности таможенных органов.
Создание (ликвидация, реорганизация) региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов осуществляются в порядке, определенном правительством страны.
Таблица 5.1
Размещение таможенных органов по федеральным округам