Базисные условия поставки товаров. Толкование базисных условий поставки товаров в «Инкотермс – 2010»
2.Обязательным разделом в любом договоре купли-продажи является раздел «Базисные условия поставки».
Базисные условия поставки – это специальные условия, определяющее обязанности продавца и покупателя по поставке товаров и устанавливающие момент перехода рисков повреждения или уничтожения товаров с продавца на покупателя.
Впервые базисные условия поставки были разработаны и сформулированы в международном документе Инкотермс в 1936 г. Необходимость разработки Инкотермс была вызвана следующими причинами:
1. расхождением в торговом законодательстве разных стран;
2. различиями в толковании торговых терминов в разных странах. (пояснить).
За истекшие годы Инкотермс несколько раз дорабатывался и изменялся. Последние изменения были внесены в 2010 г. Сейчас этот документ называется «Инкотермс 2010».
В Инкотермс все условия поставки разделены на группы и конкретные базисы по следующим признакам:
1. в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется поставка;
2. в зависимости от того, кто оплачивает основную поставку;
3. в зависимости от того, кто оплачивает разгрузку, погрузку или перегрузку товара;
4. в зависимости от того, в какой момент риски повреждения или уничтожения товара переходят с продавца на покупателя;
5. в зависимости от того, кто осуществляет таможенную очистку товара.
Таможенная очистка предполагает оплату таможенных пошлин, платежей и сборов, и приобретение экспортных или импортных лицензий. Таможенная очистка бывает экспортная и импортная (или таможенная очистка для экспорта и таможенная очистка для импорта).
Согласно «Инкотермс-2010» все базисы поставки разделены на 2 группы и 11 базисов. Каждый базис промаркирован, имеет собственное наименование.
В каждом базисе указывается определенный пункт, в котором осуществляется переход рисков:
Первая группа базисов - для всех видов транспорта:
1. EXW – франко-завод (…название места)
2. FCA – франко-перевозчик (…название места)
3. CPT – перевозка оплачена до (… название места назначения)
4. CIP – перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)
5. DAT – поставка на терминал (…название терминала)
6. DAP – поставка в место назначения (…название места назначения)
7. DDP – поставка с оплатой пошлины (…название места назначения)
Вторая группа базисов - для водных видов транспорта:
1. FAS – свободно вдоль борта судна (…название порта отгрузки)
2. FOB – свободно на борту судна (…название порта отгрузки)
3. CFR – стоимость и фрахт (…название порта назначения)
4. CIF – стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)
EXW – франко-завод (…название места)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ индивидуализированного для покупателя;
¾ готового к погрузке (транспортное средство нанимает покупатель и обязательство по погрузке лежит тоже на покупателе);
¾ не прошедшего таможенной очистки ни для ввоза, ни для вывоза;
¾ в распоряжение покупателя на своем предприятии или в ином согласованном месте.
FCA – франко-перевозчик (…название места)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ загруженного на транспортное средство покупателя на предприятии продавца (транспортное средство нанимается покупателем);
¾ в транспортном средстве продавца и готовым к погрузке (в случае передачи товара не на предприятие продавца);
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ в распоряжение перевозчика или иного лица, нанятого покупателем на предприятии продавца или в ином месте.
+ экспортная таможенная очистка + стоимость погрузки
+ экспортная таможенная очистка + транспортировка к месту отправления
CPT – перевозка оплачена до (… название места назначения)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ в распоряжение перевозчика или иного лица, нанятого продавцом в согласованном месте (в обязанности продавца входит оплата перевозки до места назначения);
¾ при этом риски, связанные с товаром после его передачи в распоряжение перевозчика, лежат на покупателе.
стоимость транспортировки до места назначения
CIP – перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)
По данному базису продавец выполняет те же обязательства, что и по базису СРТ и дополнительно он должен застраховать перевозку товаров в пользу покупателя и передать страховой полис покупателю.
стоимость страхования
DAP – поставка в место назначения (…название места назначения)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза на прибывшем транспортном средстве;
¾ готового к разгрузке;
¾ в согласованном в договоре месте назначения (в том числе на предприятии покупателя).
DAT – поставка на терминал (…название терминала)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ в разгруженном с прибывшего транспортного средства виде и предоставленного в распоряжение покупателя;
¾ в согласованном терминале;
¾ в поименованном в договоре порту или в месте назначения (и в стране назначения).
стоимость разгрузки
DDP – поставка с оплатой пошлины (…название места назначения)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза и для ввоза на прибывшем транспортном средстве;
¾ готового к разгрузке;
¾ в согласованное в договоре место назначения.
+ импортная таможенная очистка
FAS – свободно вдоль борта судна (…название порта отгрузки)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ вдоль борта судна нанятого покупателем, т.е. на причале или на борту в поименованном порту отгрузки.
+ экспортная таможенная очистка + транспортировка в порт отправления
FOB – свободно на борту судна (…название порта отгрузки)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ на борту нанятого покупателем судна в поименованном порту отгрузки.
стоимость погрузки на судно
CFR – стоимость и фрахт (…название порта назначения)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ на борту судна, нанятого продавцом в поименованном порту отгрузки;
¾ при этом риски, связанные с товаром после размещения товара на борту судна, лежат на покупателе.
CIF – стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)
Согласно этому базису, продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара в момент передачи товара:
¾ прошедшего таможенную очистку для вывоза;
¾ на борту судна, нанятого продавцом в поименованном порту отгрузки;
¾ при этом риски, связанные с товаром после размещения товара на борту судна, лежат на покупателе;
¾ продавец обязан также осуществить страхование товара для покупателя на время перевозки.
стоимость страхования
Все базисы разделены по принципу возрастания расходов и ответственности за риски продавца. Эти условия поставки называются базисными, т.к.:
· они являются основой или базой для определения цены сделки;
· Они четко распределяют обязанности продавца и покупателя.