Взаимоотношения армии, общества и государства
Наибольший интерес в рамках данной работы для нас представляют те взаимоотношения, которые складываются у вооруженных сил непосредственно с государством и обществом. В научной литературе встречаются попытки анализа политических отношений армии и общества, армии и народа. Причем в большинстве источников категории «общество» и «народ» употребляются как тождественные |2°.
Для корректности нашего исследования следует сделать несколько оговорок. Использование понятия армия как цельного единого образования, вполне оправданное выше, в дальнейшем требует уточнения.
Связи и взаимоотношения армии с государством, обществом, властью, партиями и т. д. имеют многоуровневый характер, т. е. они могут проявляться как на уровне цельного объекта, так и на уровне его составных частей, первичных образований. Поэтому следует учитывать, что военный организм обладает определенной социальной структурой, что влияет на качество связей и взаимоотношений. Военные различаются по статусу и роли на начальников и подчиненных, генералов, адмиралов, старший и младший офицерский состав, сержантов и рядовых, контрактников и призывников. Несомненно, что различие в социальном статусе сказывается и в определенном обобщенном отношении данной категории к социальному и политическому явлению. Не следует сбрасывать со счетов и предшествующие службе социальные связи военнослужащего с тем или иным социальным слоем «на гражданке».
Трудно не согласиться с объективной закономерной зависимостью: производственные отношения определяют положение класса и его экономические интересы, а последние — его политику, в том числе и осуществляемую с помощью армии. Поэтому армия и должна быть приспособлена для проведения такой политики. Современное состояние российского общества актуализировало необходимость выхода на новые теоретические обобщения и практические выводы в связи с резкой социально-экономической дифференциацией и размытостью социально-классовых границ. Так, кадровые военные, относившиеся в советское время к одной из обеспеченных прослоек, в настоящее время по своему социальному престижу и материальному положению вместе с основной массой населения не достигают среднего уровня. Но так как эта проблема не является узловой для настоящего исследования, мы не углубляемся в нее.
То же следует заметить и по поводу использования при характеристике политических отношений понятий «общество» и «народ». В случаях, когда применяется категория «народ», имеется в виду среднестатистическое психологическое состояние, социальное мнение, выражаемое, можно сказать, большинством населения на эмоциональном, психологическом, социально-бытовом уровне. Отношение общества предусматривает структурированное отношение различных категорий, слоев населения, выраженное посредством общественных и общественно-политических организаций и различных структур гражданского общества.
Эти оговорки следует учитывать в дальнейшем при рассмотрении взаимоотношений вооруженных сил с государством и обществом.
Государство призвано заботиться об армии, хотя на практике может и пренебрегать ее интересами, причинять ей вред своим невниманием, делать ее заложником непродуманных или даже незаконных политических решений и тем самым подставлять ее под огонь общественной критики. В свою очередь армия в силу определенных обстоятельств может выражать недовольство властью, не соглашаясь с игнорированием своих интересов, отказывать государственным органам в поддержке, выступать на стороне оппозиции.
Столь же не однозначно отношение народа к армии. Оно может быть уважительным, доверительным, заботливым и в целом позитивным, или негативным — развнодушным, настороженным, неприязненным, враждебным 121.
В свою очередь отношение армии к народу может быть благодарственным, когда престиж ее высок, она располагает всем необходимым, или равнодушным, когда армия содержится «на голодном пайке» и безразлично выполняет свои обязанности. И совсем другие отношения складываются, когда армия является надсмотрщиком, бездумно выполняющим функции насилия и устрашения собственного народа.
Показателями взаимодействия армии и народа являются материальное и правовое положение военнослужащих, престижность военной службы, патриотизм призывников, социальные гарантии военнослужащим и их семьям и др.
Критерии, позволяющие судить об уровне отношений армии и народа, не разработаны, поэтому и встречаются в научной литературе довольно экзотические формулировки: благодарного слуги и заботливого хозяина, «бедной золушки» и злой мачехи, надсмотрщика, насильника, бездумного инструмента устрашения и т. д. i22.
Всемирная и отечественная истории полна примеров самых различных взаимоотношений армии и народа. Так, после стремительного падения авторитета царской армии и ее развала в 1917 году к концу гражданской войны уважение к Красной Армии значительно возросло. Вполне объяснимо, что пик уважения к Вооруженным Силам СССР выпадает на периоды отпора и разгрома агрессора. После завершения Великой Отечественной войны более 90% населения высоко оценивали роль Вооруженных Сил страны. Такая высокая оценка продержалась до середины 50-х годов. Последующее падение авторитета армии связано с усилением противоречия между потребностями ускоренного экономического развития страны и милитаризацией государственной и общественной жизни (и в связи с этим соответствующими расходами), использованием потенциала Вооруженных Сил в качестве аргумента при решении внешнеполитических задач, применением армии в несвойственных для нее целях (от сельскохозяйственных работ до жандармских функций). Негативно сказалась на престиже армии непопулярная и до некоторых пор малоизвестная война в Афганистане. Падение авторитета и престижа армии обусловлено и тем, что перестали действовать эффективные ранее социальные факторы. Так, исчерпал себя образ армии-победительницы — она должна была упрочить свое положение новыми ратными делами или занять место, соответствующее состоянию международных отношений и уровню противостояния основных военных группировок. Заметно снизился относительно высокий ранее социальный статус офицерского корпуса — трудности и издержки его службы не компенсировались социально, материально и духовно-идеологически. Динамика развития «гражданки» заметно опережала социальную и духовную составляющие военной сферы, что вызвало нежелание многих, а в дальнейшем и большинства, выполнять всеобщую воинскую обязанность. Если ранее молодой человек, осознавая необходимость исполнения воинского долга, за время службы получал в большинстве случаев возможность приобрести гражданскую специальность, положительный социальный опыт, более качественно питаться, одеваться, то с улучшением качества жизни общества всего этого стало возможным достичь и в гражданских условиях.
Не следует сбрасывать со счетов и влияние демократических изменений в обществе. Известно, что почти до конца 60-х годов молодые люди на селе были лишены права получить паспорт без согласия местных властей и руководства коллективных хозяйств, которые стремились закрепить, в том числе и административным путем, молодые рабочие руки. Многие пользовались возможностью после демобилизации свободно получить необходимые документы и устроить жизнь по своему усмотрению. Это был один из способов порвать с сельской жизнью, где уровень материального достатка, а тем более социальные условия, были значительно ниже, чем в городе. Позднее свобода выбора дала возможность молодому человеку из сельской местности получить паспорт, не прибегая для этого к воинской службе.
Общество стало больше узнавать не только о положительных сторонах службы в армии и на флоте. Все больше негативной информации выплескивалось на страницы газет и журналов. Следует обозначить противоречивость этого процесса. С одной стороны, армия требовала объективной оценки, ибо без установления истинной картины армейской жизни, открытости армии обществу вряд ли возможно устранить негативные явления. Но с другой стороны, критика в большинстве случаев носила не созидательный, а разрушительный
характер. Многие журналисты считали, что Вооруженные Силы— один из столпов тоталитаризма, который должен быть разрушен. Положение ухудшали и ретивые защитники «чести мундира». Некоторые высокопоставленные военные начальники отмахивались от справедливой критики, считая все это очернительством, отказываясь через прессу вступать в диалог с обществом, и таким образом усугубляли тупиковость ситуации.
В целом справедливая и объективная по своей направленности тенденция на демилитаризацию как государственной жизни, так и общественного сознания не оптимизировала соотношение гражданского и военного, а в итоге выродилась во всеобщий пацифизм. В общественном сознании превалировала мысль о ненужности армии, ее паразитизме, а противоположная точка зрения оценивалась как атавизм тоталитарного мышления. Отрицательную роль сыграло и состояние Вооруженных Сил: нерациональное использование военного бюджета, когда огромные средства расходовались на приобретение оружия и боевой техники, кстати не всегда эффективной, при запущенном состоянии социально-бытовой сферы; рост протекционизма и коррупции среди офицерского состава; резкое снижение качества боевой учебы, состояния воинской дисциплины.
Не улучшил взаимоотношения армии и общества и развал Советской Армии и неудачные пока попытки реформирования Вооруженных Сил России. Количество людей, доверяющих Российской Армии, за последние пять лет уменьшились почти в два раза, а не доверяющих ей — возросло в 4—4,5 раза при сокращении числа неопределившихся 123.
Важнейшими показателями отношения общества к армии являются настроения призывников, а также военнослужащих, проходящих службу по призыву. Приходится констатировать, что нежелание проходить службу мотивируется самыми различными причинами: использованием армии не по назначению, в частности в полицейских целях; возрастающей опасностью военной службы (служба в горячих точках, криминализация казарменной жизни); плохим материальным и культурным обеспечением, пренебрежительным отношением властей к социальному положению военного человека. Многие
объясняют свое нежелание служить в армии уменьшением внешней угрозы безопасности государства.
Показателем растущего недоверия к армии являются движение солдатских матерей за освобождение сыновей от службы, особенно в «горячих точках», выступления антивоенных организаций, требующих исключения применения армии против своего народа. Ослабление доверия к армии вызвано и прогрессирующим отставанием ее от западных армий в подготовке и обеспечении. Большой ущерб авторитету армии наносят деление войск на элитные и второсортные; привилегированное положение столичного генералитета по сравнению с периферийным; быстрое продвижение по службе тех, кто из карьеристских соображений готов выполнить любой приказ и .любой ценой; неуставные взаимоотношения между военнослужащими.
В общем отношения между армией и народом определяются международной военно-политической обстановкой, экономическим и политическим состоянием страны, историческими заслугами армии, авторитетом военно-политического руководства и верховного командования, адекватностью морально-политического облика армии ожиданиям граждан.
О последнем необходимо сказать отдельно. Особо опасным во взаимоотношениях армии и народа является несоответствие ее действий ожиданиям, надеждам и представлениям большинства граждан. Только за последнее десятилетие между армией и народом (или точнее между высшим военно-политическим руководством Вооруженных Сил и большинством народа) неоднократно возникали расхождения по принципиальным и жизненно важным проблемам общественного развития. Так было в 1991 году, когда 70% населения бывшего СССР на референдуме высказалось за сохранение единой державы, а генералитет поддержал Беловежские соглашения. Так было в 1993 году, когда большинство народа не одобрило участие армейских подразделений в военно-силовом разрешении противостояния ветвей власти. Существовало и существует расхождение в оценке причин, характера и итогов боевых действий в Чечне, участия в них Вооруженных Сил, роли высшего военного руководства. Только авантюризм военачальников, неадекватное восприятие ими действительности могли подтолкнуть военное руководство на согласие, одобрение и участие в войне. К сожалению, здравые голоса военных не были услышаны (или не хотели быть услышаны) высшими должностными лицами государства.
Народ же, как всегда, безмолвствовал, хотя и относился к этой авантюре неодобрительно. И лишь те, кого лично коснулось горе этой военной волны, пытались по возможности заявить свой протест.
Кстати, следует заметить, что именно в таких ситуациях и возможно проявление военным руководством собственного лица. Не противостояние воле государства, а правдивая,достоверная информация, здравые, выверенные предложения и рекомендации, высокопрофессиональное, грамотное, ответственное руководство войсками —вот что требуется от военачальников. Мировая и отечественная практика свидетельствует, что высший генералитет может сильно влиять на принятие государственных решений. Генералы могут и обязаны законными путями противостоять неконституционному использованию армии.
Неоднозначно мнение общества и по поводу использования армии для оказания содействия органам внутренних дел и внутренним войскам в пресечении конфликтов, угрожающих конституционному строю и территориальной целостности страны, с использованием средств вооруженного насилия.
Предполагается, что «это вовсе не означает возложения на вооруженные силы функций внутренних войск, предусмотрена лишь возможность оказания им содействия-в случае необходимости для нормализации обстановки и создания условий при урегулировании конфликтов политическими средствами» 124.
Известно, что использование вооруженных сил при локальных конфликтах и в малых войнах внутри страны не прибавляет им ни славы, ни боевого опыта, ни народной поддержки. Вместе с тем, армия не может оставаться безучастной, когда обществу грозит опасность в кризисных условиях. С одной стороны, необходимо использовать армию как стабилизирующую силу в обществе, но с другой, — следует запретить вовлекать ее в не предусмотренные законом процессы и, в первую очередь, для разрешения противоречий между противоборствующими политическими силами.
Своеобразием нынешнего состояния силового механизма государства является то, что наряду с армией в нем все больший вес набирают «вторые вооруженные силы» — так назы
ваемые другие войска. Они имеют большую численность и громадный аппарат управления: 7 округов внутренних войск МВД, 10 округов пограничных войск и 7 региональных центров гражданской обороны.
Принятые законы позволяют осуществлять маневр ресурсами в силовом механизме. Они разрешают проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах переходить в другие силовые структуры. Характерно, что при 45% укомплектованности первичных офицерских должностей в сухопутных войсках, происходит в течение ряда последних лет отток офицеров во внутренние, пограничные и другие войска. Только в 1995 году туда перешли 700 офицеров |25. Личные мотивы известны. Офицеры переходят туда, где есть перспективы службы, где лучше обеспечивают жильем и денежным довольствием. Ведь из-за недофинансирования армии многие получают денежное довольствие с задержкой до полугода. Офицеры вынуждены искать другие источники дохода, выполняя роль грузчиков, сторожей, шоферов и т. д.
В апреле 1996 года на слушании в Государственной Думе о социальной защите военнослужащих отмечено, что реальными факторами стали «бедность военного человека», бесквартирье офицеров, плачевное финансирование армии 126. Ныие положение военных не улучшилось. Что же касается государственной политики в этом вопросе, то здесь только можно строить предположения. Фактом является дефицит государственного бюджета и сверхактуально требование жить по средствам. Понятно, что государству необходимо укреплять структуру органов, обеспечивающих силовыми методами внутреннюю безопасность государства, личности, общества в любых условиях. Но нельзя ни в коем случае положение человека, служащего государству с оружием в руках и призванного обеспечить военную безопасность, ставить в невыносимые условия существования. Тем более, что реальные количественные и качественные показатели состояния Российской армии превышают предельно-критические (пороговые), за которыми — утрата боеспособности. Это относится и к укомплектованности личным составом, и к его финансовому, продовольственному и другим видам обеспечения, и к доле новейших образцов оружия и боевой техники, и к уровню освоения личным составом учебно-боевых программ.При исследовании отношений армии, общества и государства явное предпочтение отдано их основному аспекту — взаимозависимости и взаимообусловленности. Что касается самостоятельности данных феноменов, то этот момент исследован в меньшей степени, особенно это касается вооруженных сил.
Еще недавно признание возможности существования самостоятельной армии в нашем обществе считалось крамольным. Но события последнего десятилетия показали, что различные политические силы, признавая возможность выхода армии на политическую арену в качестве самостоятельной силы, по разному оценивали этот факт. Одни возлагали на армию роль спасителя отечества и тех идеалов, которые они исповедуют, другие пугали общество военными заговорами, путчами, переворотами, считая армию одним из фундаментальных столпов тоталитаризма в стране наравне с правящей партией и ведомством государственной безопасности.
Углубляясь в анализ взаимосвязи армии и общества, следует обозначить относительный характер самостоятельности армии, который проявляется в некотором отставании армии от существующих в обществе отношений или опережении их; известной исторической преемственности развития вооруженных сил; развитии армии по своим специфическим законам и, наконец, в ее активной роли по отношению к базису, к обществу в целом.
Относительная самостятельность армии присуща ей всегда — это такая самостоятельность, которая не является абсолютной, ничем не обусловленной и не определенной; она не есть независимость, а является лишь моментом функционирования, определенной формой зависимости.
Политическая самостоятельность, независимость — это ненормальное явление с точки зрения функционирования как общества, так и государства. Такое положение возникает в периоды острых политических кризисов, когда общество находится в переходном состоянии, а государственная организация разваливается или находится на стадии становления.
Не следует смешивать относительную самостоятельность (того института и его независимость. Относительная самостоятельность армии определяется самим фактом существо-н,|пня вооруженных сил, их спецификой. Независимость же армии вызывается политическими причинами: изменениями г. соотношении между властвующей элитой и оппозицией, не-\ < тойчивостью функционирования политической системы, субъективными действиями факторов политической действительности. Что касается независимости вооруженных сил, их решающей или преобладающей политической роли, то на это обстоятельство можно повлиять, изменив ситуацию, и об этом пойдет речь при анализе политической роли армии, ее взаимодействии с властью. Относительная же самостоятельность — явление неустранимое в силу объективных обстоятельств, порождающих его.