Формы взаимоотношения государства и гражданского общества

Переход от традиционного, феодального общества к граж­данскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политиче­ского субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, об­разующихся автономными ассоциациями граждан, наталкива­лось на противодействие централизованного государства. Од­нако государство было вынуждено не только считаться с возникающими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения отношений с населением, существен­но перестроить собственные властные структуры.

Не во всех странах конфликт между гражданским общест­вом и государством, который в ряде случаев выливался в столкновения между парламентом как органом народного

представительства и королевской властью по поводу их поли­тической роли и объемов полномочий, разрешался установле­нием конституционно-правовых принципов их взаимоотноше­ний. Эта борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения ста­бильного и умеренного правления, при котором распределение политической власти в обществе было бы сбалансированным.

Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государ­ства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-право­вой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота вла­сти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституциона­лизм противостоит абсолютизму как форма правового государ­ства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.

Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Пар­ламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распре­деления власти может служить система министерского правле­ния в рамках конституционной монархии. В этом случае за проведение конкретного направления политики несет ответст­венность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

Однако использование системы конституционализма зави­сит от соотношения политических сил на момент ее введения. Доминирующие политические силы могут через принцип кон­ституционализма и парламентаризма легитимизировать, на­пример, сословные принципы организации общества, реали-

зовывать реакционные цели. Так, традиционалистские силы в Великобритании в ХУШ - ХК вв. в лице земельной олигархии обеспечили себе контроль над парламентом, местным и обла­стным управлением с помощью цензовой системы выборов. Правда, впоследствии в результате парламентских реформ 1832, 1867 и 1884 годов она была отменена.

По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, ре­акционных), конституционализм может иметь договорной ха­рактер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху го­сударством. Во втором случае монарх «дарует» обществу кон­ституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.

Договорный конституционализм преобладал в странах клас­сической, хаотической модернизации, где процессы формиро­вания гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономиче­ские, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпри­нимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профес­сий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.

Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некото­рые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием ин­ститутов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использо­вания авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом.

Выбор конкретных политических форм перехода от абсо­лютизма к демократии, во время которого изменялось соот­ношение государства и гражданского общества, кроме истори-

ческих, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного пред­ставительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать инте­ресы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Од­нако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней перехо­дила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.

Исходя из этого, распределение полномочий между тремя политическими силами определял выбор той политической формы правления, которая должна была прийти на смену аб­солютизму. Естественно, что длительный период абсолютист-ско-монархического правления сформировал политические традиции, которые влияли на выбор политической организа­ции. Не случайно политическая модернизация абсолютистских режимов в большинстве западных стран, за исключением США, породила смешанную форму - конституционную^шнар-хию.Однако удельный вес и объёмы политического домини­рования в механизмах власти короля, парламента и правитель­ственной бюрократии различны- Они определялись характером политической коалиции, которую предпочитали эти силы. Направленность интересов участников коалиции определял тип режима.

Первый тип режима в рамках конституционной монархии -парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвла­стного монарха. Англия первой реализовала классический ва­риант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к прави­тельству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является от­сутствие писаной конституции и наличие особых средств регу­лирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.

Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской

власти, не позволило воспроизвести английскую систему. В результате там установилась конституционная монархия в дуа­листической форме. Это означало появление самостоятельной законодательной власти в лице парламента, но с сохранением законодательных и исполнительных функций за монархом (король оставался главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и верховным арбитром). Наличие монар­хической и представительной власти создавало систему сдер-жек и противовесов, которая, правда, не была устойчивой в силу культурной и политической неоднородности общества.

Политическая коалиция монарха и бюрократии против парламента дала третий тип конституционной монархии, име­нуемый монархическим конституционализмом. Если англий­ский вариант политической модернизации означал изменение сущности и целей политического порядка при сохранении традиционных институтов, то при данном варианте сущность правления оставалась прежней, а трансформировались лишь политические институты. Этот вариант политической модер­низации был х олицетворением мнимого конституционализма. Дарованные монархами конституции были лишь узаконением традиционных носителей власти. Установление мнимого кон­ституционализма в странах Центральной и Восточной Европы, в России было следствием незрелости гражданского общества. -

Наши рекомендации