Государственная политика по поддержке семей с детьми

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Провозгласив на конституционном уровне в числе основных направлений государственной политики социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности в качестве ключевых целей национального развития, законодатель тем самым определил базис последующего правового регулирования обозначенной области общественных отношений. В числе значительного количества нормативных правовых актов, сформировавших так называемый блок социального законодательства, далеко не последнее место занимает Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”.[1] Законодатель не только определяет место и роль рассматриваемого закона в системе нормативной базы, но и намечает основные направления государственно-правового регулирования в области материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семей с детьми. Однако многообразие социальных выплат не обеспечивает им социальной защиты на должном уровне. Действующая система пособий требует преобразования и повышения эффективности согласно требованиям рыночной экономики. В современной социально-демографической ситуации в РФ институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения семей с детьми. Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие социальное обеспечение семей с детьми.

Цель работы заключается в комплексном анализе российской системы социального обеспечения семьей с детьми, а также разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

– дать характеристику государственной политики по поддержке семей с детьми;

– изучить правовые источники социального обеспечения граждан имеющих детей;

– рассмотреть виды государственных пособий гражданам, имеющим детей и проанализировать состав трудовых гарантий работникам, имеющим детей;

– исследовать особенности судебной и правоприменительной практики при реализации федеральных программ по поддержке семей с детьми;

– рассмотреть новые законодательные инициативы в поддержку семей имеющих детей;

– разработать и предложить пути совершенствования нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми.

При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ существующей источниковой базы (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения); моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования). Теоретико-методологическую базу исследования составили: авторские издания; учебная литература; научные статьи в периодических журналах; специализированные веб-сайты организаций. Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства РФ, с использованием справочно-правовой системы “Консультант+”, “Гарант” и судебной практики.

Структура данной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы.

Государственная политика и нормативная правовая база в области поддержке семей с детьми

Государственная политика по поддержке семей с детьми

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы общества, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, а также граждан.[2]

Стоящие перед обществом задачи социально-экономического и демографического развития обусловили необходимость разработки и реализации Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (далее – Концепция).[3] Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года,[4] Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы,[5] Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.[6] Концепция направлена на развитие основных направлений государственной семейной политики,[7] в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах РФ. Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа в соответствии с поэтапными планами,[8] включающими в себя комплексы стратегических мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики. На первом этапе 2015-2018 годы планируется совершенствование семейного законодательства РФ и региональных программ, направленных на улучшение положения семей, с учётом специфики региона. На втором этапе 2019-2025 годы будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшении положения семей, развитии инфраструктуры оказания услуг, организации дополнительного образования, семейного отдыха, оздоровления и досуга. Планируется завершение к 2020 году процесс модернизации системы социального обслуживания семей. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга реализации мероприятий государственной семейной политики. Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.

Таким образом, государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья играет важную роль в жизни общества, воспитании будущего поколения; семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать меры их социальной поддержки; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Наши рекомендации