Государственная политика по поддержке сельскохозяйственных производителей

Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей экономики Казахстана. Уровень развития аграрного сектора является определяющим фактором эконо­мической и общественно-политической стабильности общества. Формирование и развитие многоукладной экономики АПК осуществлялось в четыре этапа.

Первый - этап становления (1990-1995 гг.) характеризуется структурной перестройкой АПК. В 1991 г. были начаты процессы приватизации госуда­рственной земельной собственности. В результате по состоянию на конец 1995 г. образовалось около 36285 сельскохозяйственных форми­рований частной формы собственности. В государственной собственности осталось лишь 1405 предприятий - племенных, семеноводческих хозяйств. Параллельно было проведено уравнительное перераспределение права землепользования. В госуда­рственном секторе в постоянном землепользовании осталось всего 2 925 тыс. га сельскохозяйственных угодий, тогда как крестьянским хозяйствам передано во временное и долгосрочное пользование 28,9 млн. га, сельскохозяйственным кооперативам - 15,7 млн., хозяйственным товариществам и акционерным обществам - 37 млн. га. За эти годы завершилась и приватизация предприятий переработки, снабженческих и сервисных служб агропромышленного комплекса по варианту акционирования. Причем как минимум 50% акций таких предприятий на льготных условиях было продано сельским товаро­производителям.

В ходе осуществления аграрной реформы была создана новая структура сельской экономики, основанная на многообразии форм собственности. Боль­шая часть существовавших сельскохозяйственных и перерабатывающих предп­риятий была преобразована в новые организационные формы (акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские хозяйства, государственные предприятия).

Второй - этап адаптации (1995-1999 гг.). На этом этапе сельскохозяйственные формирования в основном остались убыточными, не имеющими возможнос­ти обновлять основные средства производства. Такая ситуация привела к интенсивному оттоку капитала из села. Доля инвестиций в сельскохозяйствен­ном производстве опустилась до 0,4 %. Сельские товаропроизводители, не имея доступа к кредитным ресурсам, вынужденно использовали бартер, ухуд­шая свое и без того тяжелое финансовое положение. Система государственной поддержки сельско­го хозяйства не оказывала стимулирующего влияния на производство, выде­ленные средства использовались неэффективно. Отсутствие четкой системы защиты внутреннего рынка привело к наплыву более дешевой импортной продукции, и она стала вытеснять отечественные товары. Все это в совокуп­ности с ценовым диспаритетом в конечном счете стало причиной спада произ­водства, ухудшения финансового состояния сельской экономики.

Как показывает анализ, если в 1990 г. удельный вес прибыльных хозяйств составлял 96,4%, а убыточных - 3,6%, то в 1998 г. эти показатели были соответ­ственно 23,4 % и 72,4%. Доля аграрного сектора в ВВП снизилась с 34% в 1990 г. до 9% в 1998 г., а объем валовой продукции сократился в 2,4 раза. В конце 1997 г. правительством были приняты кардинальные меры по финансовому оздоровлению аграрного сектора путем банкротства неэффек­тивных хозяйствующих субъектов, предоставления отсрочки имеющихся долгов по платежам в бюджет и льготное налогообложение.

На этапе реформирования был принят Указ президента республики «О земле», имеющий силу закона, от 22 декабря 1995 г. Он практически легализовал частную собственность на земли несельскохозяйственного назначения. В результате в республике появились почти 3,5 млн. собственников земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства.

Третий - этап стабилизации (1999-2002 гг.). В 1999 г., впервые за последние годы, был достигнут значительный рост сельскохозяйственного производства: валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 28,9% по сравнению с 1998 г., в том числе продукция растениеводства - на 66%, животноводства - на 1,8%. В ходе реформирования отрасли особое внимание уделялось вопросам государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Для реализации этой цели была принята Программа развития сельскохозяй­ственного производства на 2000-2002 гг. Меры государственной поддержки, предусмотренные в этой программе были разделены на две категории: меры общего характера и специальные.

Меры общего характера - государственное финансирование диагностики, мониторинга и борьбы с особо опасными болезнями животных и растений, лабораторного и фитосанитарного анализа подкарантинной продукции, сорто­испытания сельскохозяйственных культур, оценки мелиоративного состояния орошаемых земель, хранения зерна государственных резервов, сохранения и развития элитного семеноводства и племенного дела, субсидирования приобретения минеральных удобрений, создания и развития информационной системы агропромышленного комплекса, проведения прикладных научных исследований. К ним можно отнести также льготное налогообложение сельс­кохозяйственных товаропроизводителей (патент для юридических лиц и единый земельный налог для крестьянских (фермерских) хозяйств), отсрочки выплат бюджетных долгов.

Специальные меры, направленные на поддержку конкретных отраслей и производств, как правило, носят возмездный характер и предназначены для финансово устойчивых хозяйствующих субъектов рынка: закупка зерна в государственные ресурсы; кредитование: лизинга сельскохозяйственной техники, местных бюджетов на проведение весенне-полевых и уборочных работ, системы сельских кредитных товариществ, государством посредством привлечения внешних займов; тарифная политика при регулировании экспо­ртно-импортного режима.

Принят закон Республики Казахстан "О зерне". Проведена работа по внесению концептуальных изменений и дополнений в действующий закон "О племенном животноводстве", разрабо­тан проект закона "О семеноводстве". Предприняты меры для повышения уровня технического обеспече­ния сельского хозяйства. В этих целях с участием государства создана специа­лизированная государственная лизинговая компания ЗАО "КазАгроФинанс". За время своей деятельности компанией по республике приобретено и разме­щено в лизинг 817 тракторов, 1348 зерноуборочных комбайнов, 508 жаток. Созданы и действуют 332 МТС, которые оказывают услуги сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям. Проводится целенаправленная работа по возрождению отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Освоен и начат выпуск новых гусе­ничных тракторов Т-95 в г. Павлодаре акционерным обществом "Казахстантрактор", налажено совместное производство широкозахватных жаток.

Решается задача по обеспечению доступности кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей. Создана государственная компания ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» и начата работа по реализации пилотного проекта по организации в республике сельских кредитных товариществ. В настоящее время сформировано 49 сельских кредитных товариществ в 11 областях республики, выдано кредитных ресурсов сельскохозяйственным товаропроизводителям 2,3 млрд. тенге. Общий уставный капитал созданных товариществ составляет 831,4 млн. тенге, количество участников достигло 1618, а посевная площадь земельных угодий, обрабатываемых ими, - 2,3 млн. га.

Четвертый - этап роста (с 2002 г.). В стратегическом курсе правительства на 2003-2005 гг. главой государства определено приоритетное развитие аула (села), для чего разработаны и утверждены указами президента республики государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 гг. и государственная програм­ма развития сельских территорий на 2004-2010 гг. Основной целью государственной агропродовольственной программы яв­ляется обеспечение продовольственной безопасности Казахстана. Кроме мер, направленных на непосредственное развитие сельскохозяйственного производства, таких как формирование рациональной структуры посевных площадей, масштабного обновления сельскохозяйственной техники и качественного расширения технических услуг, развитие средне- и крупнотоварного животноводства, поддержка племенного дела и элитного семеноводства, защита от особо опас­ных вредителей, болезней растений и животных, в ней предусмотрены меры, формирующие институциональные механизмы, создающие основу эффектив­ности функционирования агросектора.

Главной мерой преобразования земельных отношений является введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения посредством принятия Земельного кодекса. В нем предусмотрен механизм передачи указанных земель в частную собственность, при которой сохраняется существующий институт права землепользования.

Особое внимание в Стратегии уделено переработке сельскохозяйственной продукции. Учитывая, что перерабатывающая промышленность имеет морально отсталую и физически изношенную матери­ально-техническую и технологическую базу, начиная с 2003 г. реализуются меры по обновлению оборудования для предприятий по переработке сельско­хозяйственной продукции.

Все направления программы имеют соответствующие источники финан­сирования. В частности, в 2003 г. финансирование сельского хозяйства составит 40,5 млрд. тенге (более 270 млн. долл.), что на 9,9 млрд. тенге больше прошлого года, в 2004 г. - оно будет увеличено на 8,9 млрд. и составит 49,6 млрд., в 2005 г. - на 5,6 млрд. тенге, достигнув 55,2 млрд. тенге. Ожидаемый эффект на 1 тенге дополнительно вложенных средств составит, по предвари­тельным подсчетам, 4,7 тенге. Прогнозируемый среднегодовой рост физичес­кого объема продукции сельского хозяйства в 2004-2006 гг. оценивается в 3%, а рост объемов в отраслях переработки - 4%.

Производство зерна в республике, по прогнозным данным, к 2006 г. соста­вит 14,5 млн. т, в том числе пшеницы - 11,5 млн. т. При этом экспорт зерна возрастет до 5,5 млн. т. Увеличится производство бобовых и масличных культур, кукурузы, что позволит увеличить производство комбикормов и растительного масла. Также возрастет производство животноводческой продукции по сравнению с 2003 г.: мяса - на 10%, молока - на 12,7, яиц - на 22,5, шерсти - на 12,6%.

Предусматривается также развитие сельских территорий и формирование оптимальных схем сельского расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах жизнеобитания и обеспечива­ющих приемлемый уровень доходов сельского населения. Эти задачи будут ре­шаться в рамках реализации программы развития сельских территорий. Реализация программы будет осуществлять­ся в два этапа.

На первом этапе (2004-2006 гг.) предполагается анализ имею­щейся ситуации по основным показателям социально-экономического развития на основе паспортизации сельских населенных пунктов, проведение классификации этих пунктов по критериям уровня социально-экономичес­кого развития. На втором (2007-2010 гг.) - планируется оценить потенциальную емкость каждого сельского населенного пункта и реализовать меры по оптимизации сельского расселения, обеспечить более высокий уровень жизни сельских жителей, создать основы устойчивого развития сельс­ких территорий.

Результатами реализации программы развития сельских территорий станут: рост уровня доходов жителей сельских населенных пунктов на основе повышения предпринимательской активности и расширения сфер экономи­ческой деятельности; обеспечение сельского населения объектами социаль-ноинженерной инфраструктуры; разработка механизмов стимулирования внутренней миграции; создание к 2007 г. оптимальной модели сельского рассе­ления в соответствии с природно-климатическими зонами и национальной схемой размещения производительных сил. Использование самой модели запланировано на конец 2010 г. Для реализации данных мероприятий в течение первых трех лет (2004-2006 гг.) только из республиканского бюджета предусмотрено выделение средств в объеме 67,5 млрд. тенге (около 450 млн. долл.). Кроме того, будут привлечены средства из местных бюджетов и внебюджетных источников.

Таким образом, в отличие от прошлых лет, в Казахстане есть в наличии финансовые ресурсы, необходимые для решения не только текущих, но и перспективных задач развития агропромышленного комплекса. Дело за их эффективным и целевым использованием и пониманием того, что от развития сельской экономики во многом зависит уровень жизни большинства населения. Именно на повышение благосостояния сельских жителей направ­лены программы развития АПК, разработанные и принятые в республике в последние годы.

Резюме

1.Развитие национальной экономики, ее положение в мировой экономической системе находится в прямой зависимости от структуры общественного производства. Теоретически разработанные модели структуры экономики базируются на разграничении частей общественного производства в соответствии с долей производимой продукции, капитала, занятого населения. Они отражают общие тенденции изменения в экономике и структуре стран, позволяют вести анализ реальной динамики национальных экономических систем. Наиболее известными являются модели К. Кларка, Д. Белла ,Р. Рейч и В. Иноземцева.

2.Государственная про­мышленная политика представляет собой не инструмент модернизации отдельных индустри­альных производств или их групп – это главная черта других, отраслевых или корпоративных, подходов, – а целостную систему законодательных, административных, финансово-экономи­ческих государственных решений, мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

3.Продовольст­венная безопасность существует, когда все люди и в любое время имеют физи­ческий и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворять свои диетические потребности и вкусовые предпочте­ния для ведения активной и здоровой жизни.

4.Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. Основной приоритет - развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортно-ориенти­рованных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. Для достижения поставленных целей предполагается функционирование специальных институтов развития: Банка развития; Центра инжиниринга и трансферта технологий; Центра маркетингово-аналитических исследований; Инновационного фонда; Корпорации по страхованию экспорта.

5.Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей экономики Казахстана. Формирование и развитие многоукладной экономики АПК осуществлялось в четыре этапа. Первый - этап становления(1990-1995 гг.) характеризуется структурной перестройкой АПК. В 1991 г. были начаты процессы приватизации госуда­рственной земельной собственности. Второй - этап адаптации(1995-1999 гг.). На этом этапе был принят Указ президента республики «О земле», имеющий силу закона, от 22 декабря 1995 г. Третий - этап стабилизации (1999-2002 гг.). В ходе реформирования была принята Программа развития сельскохозяй­ственного производства на 2000-2002 гг., принят закон Республики Казахстан "О зерне", проведена работа по внесению концептуальных изменений и дополнений в действующий закон "О племенном животноводстве", разрабо­тан проект закона "О семеноводстве". Четвертый - этап роста (с 2002 г.). В стратегическом курсе правительства на 2003-2005 гг. главой государства определено приоритетное развитие аула (села), для чего разработаны и утверждены указами президента республики государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 гг. и государственная програм­ма развития сельских территорий на 2004-2010 гг.

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний

1. Модель секторальной структуры экономики К. Кларка предполагает начие:

а) 4 сектора;

б) 3 сектора;

в) 2 сектора;

г) 5 секторов;

д) 6 секторов.

2. Классификация Д. Белла включает:

а) 5 секторов;

б) 6 секторов;

в) 3 сектора;

г) 2 сектора;

д) такой не существует.

3. Совокупность мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального комплекса - это:

а) индустриальная политика;

б) инновационная политика;

в) промышленная политика;

г) фискальная политика;

д) монетарная политика.

4. Что из нижеперечисленного не соответствует принципам продовольственной безопасности?

а) достаточное предложение продовольствия на внутреннем рынке, включая импорт;

б) эффективный платежеспособный спрос и адекватные («справедливые») распределение и потребление продовольствия;

в) ста­бильность национальной продовольственной системы, минимизирующая влияние различного рода эндогенных и экзогенных колебаний на ситуацию на внутреннем продовольственном рынке.

г) низкая зависимость от импорта;

д) низкий уровень субсидирования агробизнеса, диспаритет цен.

5. Что из нижеперечисленного не верно? Стратегия индустриально- инновационного развития РК до 2015 года:

а) направлена на активное сотрудничество государства с частным сектором исключительно с помощью косвенных мер регулирования;

б) четко определены приоритетные сектора экономики;

в) будет осуществляться в три этапа;

г) второй этап 2006-2011 годы;

д) направлена на развитие и создание потенциально конкурентоспособных производств.

ТЕМА 11 ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Изучив тему, студент должен знать:

- Сущность и виды торговой политики государства;

- Тарифные методы международной торговли;

- Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы.

- Нетарифные методы торговой политики.

Литература: 1, 2, 3, 7, 14, 15, 16, 29, 41.

Наши рекомендации