Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) играют ключевую роль во всей системе образования РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 11 Закона об образовании в РФ ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают:
− единство образовательного пространства РФ;
− преемственность основных образовательных программ;
− вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
− государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Законом об образовании в РФ или указом Президента РФ.
Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ[26]. Использование ФГОС является важнейшим средством регулирования образовательной системы, а именно:
− гарантии государства на бесплатность образования и (или) общедоступность образования ограничиваются пределами соответствующих ФГОС;
− государственная итоговая аттестация, включая ЕГЭ, проводится исключительно в рамках требований ФГОС;
− государственная итоговая аттестация, включая ЕГЭ, проводится исключительно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
− только государственно аккредитованные организации наделены правом выдачи документов об образовании установленного образца, причем данные документы подтверждают наличие образования в рамках конкретного ФГОС;
− государственный контроль качества образования проводиться в отношении государственно аккредитованных организаций, и проверяет соответствие уровня образования требованиям ФГОС, а в случае обнаружения несоответствия организация может лишиться государственной аккредитации и, соответственно, полномочий выдачи документов об образовании, которые дают их обладателям законные права;
− механизм финансового обеспечения гарантированных государством прав на образование учитывают нормативы, которые разрабатываются на основе требований ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
ФГОС включают в себя требования к:
− структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
− условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
− результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или во ФГОС включаются специальные требования.
При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования[27]. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС[28].
Наряду с ФГОС Закон об образовании в РФ предусматривает Федеральные государственные требования (далее – ФГТ).
Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Закон об образовании в РФ предполагает использовать ФГТ в случаях:
− для расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
− использование ФГТ является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (такая организация обязана разработать и утвердить соответствующую образовательную программу на основе ФГТ).
В соответствии с положениями Закона об образовании в РФ государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГТ, не проводиться. Государственной аккредитации подлежит только деятельность по основным образовательным программам, в то время как ФГТ предусматриваются исключительно для дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.
Таблица 3. Федеральные государственные требования
Виды ФГТ | Организация, устанавливающая ФГТ | Статья Закона об образовании в РФ |
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам | Министерство культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ | ч. 5 ст. 83 |
К минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам | Министерство спорта РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ | ч. 4 ст. 84 |