Лекция 4. Концепция и государственные образовательные стандарты экономического образования в российских учебных заведениях

Содержание:

1. Концепция экономического образования в общеобразовательной школе.

2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по экономике (проект).

3. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (проект).

1. Концепция экономического образования в общеобразовательной школе.

Концепция экономического образования основана на идеях «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Понятие и цели экономического образования в средней школе определяются следующим образом, экономическое образование школьника – процесс формирования у каждого учащегося:

Во-первых, вытекающих из экономического знания ценностных ориентаций и установок, ведущих к консолидации общества на основе усвоения общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян;

Во-вторых, компетенций, достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов (понимание своей роли как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места, налогоплательщика и т.д.)

В-третьих, собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов, информации прессы и электронных СМИ;

В-четвертых, экономическое образование – процесс формирования у учащихся профильной школы знаний, необходимых для правильного выбора конкретной траектории среднего и высшего профессионального образования.

Ценностные ориентиры – Свобода экономической деятельности. Свобода выбора. Равноправие различных форм собственности. Уважение права собственности независимо от ее форм. Социально-регулируемый рынок. Труд. Ответственность за личное благосостояние. Экономический образ мышления. Рациональное поведение гражданина. Эффективная экономическая деятельность. Уважение к предпринимательству. Социально-ориентированная экономическая политика государства. Законопослушность в сфере экономической деятельности.

Достижение этих целей обеспечивается тем, что в ходе образовательного процесса у детей закрепляется система знаний и навыков, которые обеспечивают социализацию учащегося, владение основами социальных компетентностей в экономической среде, способность к адаптации своего поведения к конкретным ситуациям и проблемам, к самостоятельной защите своих интересов.

С учетом целей и задач стратегии экономического и социального развития России, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в зависимости от основной образовательной программы, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения экономическое обучение может строиться как комплекс обучающих мер и курсов, учитывающих в том числе и проблему перегрузки учащихся:

- ценностнообразующий модуль на 16-18 часов в общей школе, размещенный в 8 или 9 классе; модуль должен включать несколько основных экономических концепций, понимание которых формирует у учащихся научно-обоснованный набор ценностных ориентаций в экономической сфере;

- навыкообразующий модуль в общей школе, размещенный в 9 классе; модуль должен включать 5-6 деятельных областей экономической сферы (государственные финансы, банковская система, страховое дело, фондовые рынки, мировая экономика), модуль формирует понимание прикладной информации и полученных стартовых навыков для взаимодействия выпускника школы с указанными областями ( в качестве налогоплательщика, вкладчика, заемщика, клиента страховой компании и др.);

- систематический курс для профильной школы (старшая ступень), включающий вводный объем знаний по экономической теории, достаточный для поступления в вуз и немедленной адаптации бывшего школьника к вузовской программе фундаментального курса по экономической теории;

- за счет ресурсов регионального и школьного компонентов возможно введение факультативных общих и особенно прикладных модулей (экономика природопользования, рынок ценных бумаг, защите прав потребителей и т.п.), которые обеспечили бы реальную вариативность содержания образования.

Экономическое образование – один из важнейших источников формирования поведения человека, понимая и признавая им «определенных правил игры», принятия «на веру» той или иной системы ценностных установок и ориентаций. Такое образование всегда и везде нужно любому, ибо оно обустраивает жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека незащищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Экономическое образование – это имманентная часть гуманитарного образования, формирования личности, введение в личностное восприятие окружающего мира своеобразного порядка, определенных ограничений, рациональных параметров.

Наши рекомендации