Государственные образовательные стандарты

Основным документом, регламентирующим образовательные процес­сы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, изменен­ный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государ­ственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям по реализации прав граждан на образование, международной 1еятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавли­вает федеральные компоненты государственных образова­тельных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускни­ков. По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены государственные образо­вательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учеб­ные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, про­граммы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Государственные образовательные стандарты разрабаты­ваются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стан­дарт основного общего образования устанавливается феде­ральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников незави­симо от форм получения образования.

Другими основополагающими для образования докумен­тами являются принятые в 2000 году: Национальная доктри­на образования в Российской Федерации, Федеральная про­грамма развития образования и Концепция структуры и содержания общего средне­го образования в 12-летней школе. В этих документах намечены концептуальные основы и конкретные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее.

2. Базисный учебный план. Ступени школьного образования

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания обще­образовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обу­чающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учеб­ное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образователь­ным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отече­ственной и мировой школы.

Содержание раз­деляется на федеральный, национально-региональный, школьный и уче­нический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является обязательной (инвариантной) частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в обла­сти образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направлен­ные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможнос­ти конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личност­ную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана исполь­зуются для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях (в том чис­ле для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с уче­никами, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющими углу­бить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученичес­кого компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательно­го процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и ак­тивно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, про­водимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не ис­пользоваться учащимися.

В плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Резерв учебного времени, получающийся за счет увеличения срока обучения (введение 12-летней школы), передается в основном в школьный компонент для организации занятий по выбору учащихся, родителей, педагогов. Впервые в базисном плане выделен ученический компонент, что позволяет обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим базисный учебный план для каждой из трех ступеней общего среднего образования.

Первая ступень – начальная школа. Срок обучения в начальной школе установлен в 4 года. В то же время исследуются возможности его увеличения до 5 и 6 лет за счет уменьшения сроков обучения на средней ступени.

Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Вторая ступень – основная школа. Содержание образования в основной школе является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Вторая ступень образования представлена шестью годами обучения (5-10-е классы). Особое место на этой ступени принадлежит 5-6-м классам (продолжение начальной школы) и 9-10-м классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5-6-х классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В 5-6-х классах часы школьного и ученического компонентов рекомендуется использовать на индивидуальные и групповые консультации.

В 9-10-х классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимся направления обучения в старшем звене или иного варианта социально активного поведения. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы используются на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера.

Третья ступень – средняя (полная) общеобразовательная школа (11-12-е классы). Эта ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. Возможны различные модели профильной школы, варианты введения многопрофильных классов в тех школах, которые не смогут создавать несколько классов различных профилей, например, в сельских малокомплектных школах.

Изучаемые в профильной школе курсы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы.

Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для завершения базового образования учащихся и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.

Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно определять интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальную программу обучения.

Наши рекомендации