Взаимная ответственность граждан и государства
Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос о правах и ответственности отдельно взятой личности и государства признается универсальной, всеобщей проблемой.
Уже в VI-V вв. до н. э. в Древней Греции и Древнем Риме появились представления о человеке как о гражданине, наделенном правами и обязанностями. Граждане имели относительную свободу и самостоятельность во взаимоотношениях с другими людьми, с управленческими структурами, обществом в целом. Однако сама идея прав человека получила свое обоснование и концептуальное выражение не так давно, в период становления буржуазного общества в XVII-XVIII вв. Она сформировалась в русле представлений о «естественном праве», договорной теории происхождения государства.
Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон и другие мыслители считали, что в основе естественного права лежат неотчуждаемые, неизменные права, присущие каждому человеку от рождения. Содержание этих прав предопределено естественной биологической и духовной природой человека: право человека на жизнь, свободу, собственность и др. С возникновением государства появляется так называемое право «рукотворное», т. е. нормы поведения, установленные государством, людьми. Они выражаются в законах, договорах и других юридических источниках.
Впервые законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, затем в Билле о правах 1791 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. В этих документах права подразделяются на две категории: права человека, присущие ему от рождения, и права гражданина, установленные государственной властью.
Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности. Под свободой понимается самостоятельность человека, его способность и возможность делать собственный выбор, действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свбоды другого человека.
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей, т. е. установленных государством требований к поведению человека. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.
Основные права и свободы человека и гражданина нашей страны, а также его основные обязанности определены в Конституции РФ. Она устанавливает взаимную ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Государство устанавливает определенные требования к правилам поведения гражданина в обществе, в свою очередь предоставляя ему различные социальные гарантии и безопасность.
Разделения властей.
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».[7] Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом. Законодательная власть облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.[8]
Политический смысл разделения властей состоит в определении тех ограничений, которые накладываются на любые элитарные группы, контролирующие различные структуры власти при решении обоюдоострых вопросов. Поэтому данная конструкция означает не функциональное разделение в механизме властвования (или распределение трудовых обязанностей в системе управления), а установление жестких коридоров возможностей и ответственности, которые накладывают на обладающих властными полномочиями игроков определенные ограничения (мешающие им единолично формировать повестку дня, реализовывать решения, контролировать этот процесс.
Впервые на практике принципы правового государства реализовались в Римской республике. Была создана сильная и независимая судебная власть, с помощью которой обеспечивалось равенство граждан перед законом. Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, выдающийся юрист Марк Туллий Цицерон. По его мнению, государство есть дело народа «как соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».