Взаимная ответственность личности и государства

О.В. Ралько: Правовое государство как оптимальный баланс взаимной ответственности государства и индивида. По мнению Р. Иеринга, характерным признаком правового государства является взаимная ответственность личности и государства. Иеринг полагал, что закон обращен как к каждому человеку в отдельности, так и к органам государственной власти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права - это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон*(29). По мнению А.П. Семитко, стратегическими целями развития российской политико-правовой системы и государственности сегодня являются, во-первых, построение такого государственно-правового механизма, который был бы реально направлен на действительное обеспечение провозглашенного Конституцией Российской Федерации положения о правах человека как высшей ценности, и, во-вторых, обработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые, к сожалению, малоэффективны*(30). Полагаем возможным разделить мнение М.И. Байтина о том, что ответственность государства перед личностью - это один из ключевых признаков правового государства. Такая ответственность заключена в признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина государством.

Власенко: Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина. Впервые в России в ст. 2 Конституции РФ закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". По сути, Основной закон устанавливает приоритет личности, ее прав и свобод в системе социальных ценностей нынешнего Российского государства и его общества. Статья 19 Конституции РФ закрепила, что государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Несмотря на то что Конституция России рассматривает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, фактически они никогда не ставятся выше интересов государства. В п. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина закрепляется также в п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 55 и п. 1 ст. 56 Конституции РФ. В числе прав, которые не могут быть ограничены (п. 3 ст. 56), - право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности и т.д.

Таким образом, в современном Российском государстве рассматривают права и свободы в качестве одной из высших ценностей общества (ст. 2 Конституции РФ). Кроме того, в нашем Основном законе признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека. В ст. 18 Конституции РФ основные права человека рассматриваются как непосредственно действующие. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные правовые акты или последние противоречат этим правам. Принцип непосредственного действия прав и свобод означает, что эти права реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы ли

они в текущем законодательстве или нет, и он может защитить их всеми способами, не запрещенными законом.

В качестве самостоятельного принципа правового государства следует рассматривать и взаимную ответственность государства и личности. Ответственность государства перед личностью проявляется, прежде всего, в его обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Вред личности причиняется тогда, когда нарушены ее права, свободы и законные интересы. В ст. 53 Основного закона говорится о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц, в чем и состоит основная обязанность государства перед личностью. Так, в ст. 1070 ГК РФ выделена ответственность государства за вред, причиненный неправильными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Ответственность личности перед государством присуща любому государству, а ответственность государства перед личностью - это специфическая черта правового государства.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект, как представитель государства, должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Принцип легитимности государственной власти заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, все ее содержание, создание, компетенция, функционирование государственного механизма, всех составляющих его органов предусматриваются и регламентируются правом, основываются на Конституции РФ и ее законах.

Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.

Принцип политического и идеологического плюрализма предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, при этом допускаются различные идеологии, связанные с определенным мировоззрением. Идеология (от греч. Idea - идея и logos - слово, учение) - система (совокупность) взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются основные интересы социальных групп.

В обществе существуют разные группы и классы, и, наряду с общими интересами, каждая социальная группа имеет свои специфические интересы, что и порождает идеологическое и политическое многообразие. Каждый социальный слой, группа создают организации для выражения и защиты своих интересов и с их помощью пытаются воздействовать на государственные органы для принятия ими решений в свою пользу. Политический плюрализм - это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, непременное условие демократии и один из важнейших принципов правового государства (ст. 13 Конституции РФ). Сам же идеологический плюрализм представляет собой многообразие взглядов, идей, в которых выражаются различные интересы социальных групп, движений.

Наши рекомендации