Взаимодействие таможенных органов с другими органами РФ
Правоохранительная деятельность ФТС России осуществляется во взаимодействии с другими правоохранительными органами, в первую очередь с Департаментом экономической безопасности ФСБ России, и нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявлению и пресечению фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД. Взаимодействие Федеральной службы Безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"[3],Таможенного кодекса Российской Федерации, закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности", других законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации.
Целями взаимодействия ФСБ и таможенных органов Российской Федерации являются:
1)достижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и защите ее экономических интересов на государственной границе и таможенной границе, совпадавшей с государственной границей;
2) обеспечение скоординированной деятельности пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации при пропуске через границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и животных;
3)обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации при выполнении своих задач и функций. [ 15. c. 654 ]
Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации при организации взаимодействия руководствуются следующими принципами: строгое соблюдение законов; сосредоточение усилий для выполнения наиболее сложных и ответственных задач; непрерывность взаимодействия на всех уровнях; оперативность и ответственность в реализации совместных планов и взятых обязательств; четкое разграничение функций. Взаимодействие достигается:
1)координирующей ролью Федеральной службы Безопасности РФ в сфере охраны государственной границы и координирующей ролью таможенных органов Российской Федерации в сфере, контроля, за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
2)взаимным знанием задач, согласованием различных вариантов действий;
3)своевременной отработкой планов взаимодействия и их уточнением при изменении обстановки;
4)организацией и поддержанием непрерывной связи взаимодействия и постоянным взаимным обменом информацией об обстановке;
5)постоянно поддерживаемыми контактами между соответствующими органами управления и их должностными лицами;
6)контролем, за точным выполнением установленного порядка действий при выполнении поставленных задач.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия в интересах охраны государственной границы, борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела органы Федеральной службы безопасности оперативные органы ФТС Российской Федерации взаимодействуют между собой в оперативно-розыскной деятельности на основе разрабатываемых планов. Взаимодействие органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется на основе планов взаимодействия, разрабатываемых при совместном руководстве командиров соединений, частей, подразделений пограничной службы ФСБ Российской Федерации и начальников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов таможенных органов Российской Федерации. [ 7 ]
В 2015 году подразделениями таможенного контроля проведены 6 684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4 230. Доля результативных таможенных проверок в 2015 году по отношению к 2014 году увеличилась на 8% и составила 83% (в 2013 году – 75%). По результатам проверочных мероприятий:
1)доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 7,3 млрд. рублей (на 24 % больше, чем в 2013 году (5,9 млрд. рублей);
2)средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилась на 32% и составила 1,7 млн. рублей (в 2013 году – 1,3 млн. рублей)
3)взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,9 млрд. рублей;
4)процент взыскания составил 40% от общей суммы доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов. По результатам таможенного контроля совместно с ФСБ в 2015 году возбуждено 2 568 дел об административных правонарушениях и 176 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1 119,5 млн. рублей. Проведено 778 таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 117,3 млн. рублей, из них взыскано 86,7 млн. рублей, возбуждено 279 дел об АП. Во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами проведены 543 таможенные проверки. По их результатам таможенными органами доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 1 352,3 млн. рублей, взыскано 170,4 млн. рублей, возбуждено 361 дело об АП и 27 уголовных дел. Во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами проведены 543 таможенные проверки. По их результатам таможенными органами доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 1 352,3 млн. рублей, взыскано 170,4 млн. рублей, возбуждено 361 дело об АП и 27 уголовных дел. По материалам, переданным ФТС России в государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 28,1 млрд. рублей, в том числе отказано в возмещении НДС на сумму 406,8 млн. рублей, возбуждено 268 дел об АП и 21 уголовное дело.
Одним из важнейших взаимодействий таможенных органов является общая работа с налоговым органами РФ. Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия. Необходимость взаимодействия налоговых органов с таможенными органами в Российской Федерации обусловлена тем, что один из приоритетов государства – содействие развитию внешней торговли – может быть достигнут лишь при выработке согласованных позиций как налоговых, так и таможенных органов, основанных на приоритете соблюдения законных прав субъектов внешней торговли. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов и обеспечение обязанностей по их уплате. При таком взаимодействии непосредственными целями налогового контроля являются:
1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
2) предупреждение их совершения в будущем;
3)обеспечение неотвратимости налоговой ответственности.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в широком смысле слова осуществляется в первую очередь в целях обеспечения экономической безопасности в РФ. В узком смысле слова это взаимодействие представляет собой комплекс определенных мер. В качестве форм взаимодействия можно выделить: обмен информацией, совместные проверки, совместную подготовку кадров, подготовку совместных аналитических материалов, издание совместных приказов и других документов, проведение совместных служебных расследований. [4. c. 188]
Повышение эффективности таможенного и налогового контроля, является одной из основных задач, стоящих сегодня перед таможенной и налоговой службами. Скоординированные проверки дают свои результаты: совместная деятельность в 2015 году позволила таможенным органам доначислить в федеральный бюджет более 6 млрд. рублей, налоговым – более 4 млрд. рублей. Повышению эффективности совместной проверочной деятельности способствовало исполнение протокольных решений заседаний в 2015 году. В качестве методической помощи разработан перечень рисков возможного несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности налогового и таможенного законодательства. Результаты, достигнутые в 2015 году, не являются достаточными, необходим больший охват внешнеэкономической деятельности совместными проверками. Следует усилить контроль в отношении лиц, реализующих товары иностранного производства на внутреннем рынке РФ через цепочку фирм-однодневок, занижающих стоимость товара при импорте, что ведет к недоплате платежей таможенным органам, а также налоговых платежей при движении товара на территории РФ. Помимо контрольной работы в 2015 году налоговыми органами оказано содействие по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц организаций, отвечающих признакам недействующего юридического лица, чем существенно минимизирована задолженность по уплате таможенных платежей. Исключение таких организаций из Единого государственного реестра юридических лиц позволяет существенно оптимизировать деятельность таможен по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней путем смещения акцента на принятие мер по взысканию в отношении реально действующих юридических лиц и избавлению от задолженности, взыскание которой фактически невозможно по объективным причинам. Одним из важных направлений взаимодействия является реализация Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». С августа 2014 года таможенными и налоговыми органами во взаимодействии с территориальными органами МВД России, Россельхознадзора осуществляется контроль за товарами, запрещенными к ввозу на территорию Российской Федерации. В рамках данной работы налоговыми органами проведен анализ товарооборота сырной, молочной продукции производства Республики Белоруссии на внутреннем рынке, в ходе которого установлено увеличение товаропотока данной группы товаров и направлены предложения о проведении проверок, во исполнение совместных планов. Взаимодействие ФНС и ФТС представляется одним из наиболее действенных инструментов нейтрализации негативных для современной национальной экономики явлений. Совершенствование взаимодействия таможенных, налоговых органов позволяет более эффективно выполнять функции по обеспечению соблюдения законодательства и экономической безопасности Российской Федерации.