Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами

Единство налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему МНС России, не допускается.

Однако следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой поли ции, налоговыми органами не являются и действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.

Налоговые органы представляют собой независимую систему кон троля за соблюдением законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законодательством. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять и отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.

Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, определяющими по рядок организации и деятельности налоговых органов. Осуществляя свою деятельность, налоговые органы тесно взаимодействуют с таможенными органами, федеральными органами налоговой полиции, орга нами государственных внебюджетных фондов, и другими государствен ными органами.

Основой взаимодействия налоговых органов, федеральных орга нов налоговой полиции и иных государственных органов является обес печение контроля за соблюдением налогового законодательства, пра вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соот ветствующие бюджеты налогов и сборов.

Государственные налоговые инспекции на местах и иные государственные органы по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Принятие решения о выделении специалистов осуществляется в течение пяти дней с момента поступления запроса.

В те же сроки при возникновении оперативной необходимости ор ганы налоговой полиции по мотивированному запросу налоговых орга нов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов на логовых правонарушений.

При выявлении фактов сокрытия налогоплательщиками доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах налоговые органы обязаны в десятидневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решения в соответствии с законодательством.

Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогопла тельщиков.

По мотивированному запросу органы налоговой полиции могут также обеспечивать личную безопасность сотрудников налоговых орга нов и членов их семей.

В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам Контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных органами налоговой полиции, разреша ются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими на логовыми органами. В случае разногласия между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при не согласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации.

В соответствии НК РФ функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетен ции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полно мочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Вместе с тем, если органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить ма териалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные про верки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель налогового органа выносит соответствующее решение.

Материалы федерального органа налоговой полиции, направляемые в налоговый орган, должны содержать:

• полное наименование налогоплательщика, его ИНН, адрес места нахождения – для организации (постоянного места жительства – для индивидуального предпринимателя), а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности, сведения об обособленных структурных подразделениях организации налогоплательщика;

• характер и содержание предполагаемого налогового правона рушения;

• предложения по участию в проверке сотрудников органа налоговой полиции (при наличии целесообразности их участия).

Не позднее десяти дней с даты поступления указанных материалов налоговый орган должен проинформировать орган налоговой полиции, направивший эти материалы, о принятом по ним решении о назначении проверки либо об отказе в ее проведении. В случае необходимости уточнения фактов, содержащихся в материалах органа налоговой поли ции, до истечения десятидневного срока со дня получения данных мате риалов по инициативе руководителя налогового органа или начальника органа налоговой полиции может быть проведено совместное совещание руководителей этих органов.

Основаниями для отказа налогового органа в вынесении решения о назначении выездных налоговых проверок по материалам, представленным органом налоговой полиции, могут являться:

• отсутствие в представленных органом налоговой полиции ма териалах фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении;

• несоответствие вытекающих из представленных органом налоговой полиции материалов целей проверки полномочиям налоговых органов;

• наличие обстоятельств, препятствующих назначению выезд ной налоговой проверки (в текущем календарном году налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соответствующей ор ганизации (ее филиала или представительства) или индивидуального предпринимателя по тем видам налогов и за те налоговые периоды, необходимость проверки которых вытекает из материалов органа налоговой полиции; период деятельности налогоплательщика, в котором согласно материалам органа налоговой полиции были допущены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации налогоплательщика)).

В случае отказа налогового органа в назначении выездной налого вой проверки орган налоговой полиции вправе направить материалы о налоговых правонарушениях в вышестоящие налоговые органы с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа или об организации выездной налоговой проверки в порядке контроля за дея тельностью налогового органа, проводившего проверку налогоплатель щика.

В трехдневный срок с момента вынесения руководителем налого вого органа решения по результатам выездной налоговой проверки, на значенной на основании направленных органом налоговой полиции ма териалов, заверенная надлежащим образом копия указанного решения направляется соответствующему органу налоговой полиции.

Мотивированный запрос налогового органа об участии федераль ного органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для участия органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке могут являться:

• наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;

• назначение выездной налоговой проверки на основании мате риалов о налоговых правонарушениях, направленных органом налоговой полиции в налоговый орган для принятия по ним решения;

• необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их закон ной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возник новении угрозы безопасности указанных лиц.

В целях организации взаимодействия между налоговыми и тамо женными органами РФ для выполнения возложенных на них задач руко водители налоговых органов РФ и руководители таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:

1. Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В этих целях указанные органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно предоставляют друг другу по со ответствующим запросам информацию, содержащуюся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению налоговых и таможенных правонарушений.

2. Передача сведений таможенных деклараций из ГТК РФ в МНС РФ, а также обмен другими необходимыми сведениями и информацией осуществляются на магнитных носителях или по каналам связи между Главным научноисследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС РФ и Главным научноинформационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ.

Передаваемая из ГТК РФ в МНС РФ информация включает сведе ния из таможенных деклараций по всем участникам внешнеэкономиче ской деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономи ческой деятельности.

Таможенные органы информируют налоговые органы об участниках внешнеэкономических связей (юридические и почтовые адреса, фи нансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации, транспортные декларации, сведения о декларантах).

Налоговые органы по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.

Наши рекомендации