Прочитайте текст и выполните задания
Маргиналы
Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах, на обочинах или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций…
Маргинальная ситуация…бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества,…форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. …Многие обновляющие гендеции в духовной истории человечества(мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологичекие, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением , сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. …в мире начался бурный процесс становления так называемых неформальных общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп…
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия…Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
(Е.Рашковский)
1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор?
Сформулируйте собственное определение понятия маргиналы .
Ответ:
1) две особенности, например маргиналы
- не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;
-оказались за рамками господствующих социокультурных норм и традиций;
2)собственное определение, например: маргиналы – индивиды (или социальные группы), занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями(утратившие свой прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычным делом, вынужденные адаприроваться к новой социокультурной среде).
Может быть сформулировано иное верное определение.
2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций? Приведите два объяснения.
Ответ:
1) маргиналы примыкают, но не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;
2) их поведение не соответствует принятым в обществе нормам;
3) они поставлены общественным развитием на грань двух культур, различающихся по своим традициям.
3. Укажите название автором причины появления маргинализированных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.
Ответ:
1) пять причин (урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородны этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации);
одна из причин проиллюстрированная примером. Скажем, в 20-30 гг.хх в. В ходе индустриализации и урбанизации в СССР на стройки, фабрики, заводы, транспорт пришли, как их тогда называли, новые рабочие – вчерашние крестьяне. Многие из них не имели навыков индустриального труда, не представляли особенностей городской жизни.
Промышленные предприятие, городская культура и городской образ жизни оставались чуждыми, а подчас и враждебными вчерашним хлебопашцам.
4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чём заключается общественная опасность каждой из них.
Ответ:
1)названы две идеологии, например
Расизм;
Фашизм.
2)объяснение их общественной опасности. Например, сторонники расистской теории полагали, что в природе существует железный закон пагубности смешения видов.
Смешение(метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть.
Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. Отсюда делался вывод о необходимости расовой гигиены очистки и возрождения германской арийской расы с помощью народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве .Неполноценные расы подлежали подчинению или уничтожению.
Приход к власти к фашистам в Германии в 30е гг. хх в.
Привёл к так называемому новому порядку и предельно жестким средствам его утверждения(тотальный, в том числе идеологический, массовый террор; шовинизм; переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чуждым национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации), что в конечном счёте обусловило развязывание Второй мировой войны.
5. Назовите любые три характеристики общества как динамической системы.
Ответы:
1)целостность
2)состоит из взаимосвязанных элементов;
3)элементы изменяются с течением времени;
4)меняет характер взаимосвязи межу системами;
5)меняется система в целом
6.Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положение о светском
характере современного Российского государства
Ответ:
1)взаимоотношение школы и церкви (запрещение работы в государственной
Школе священнослужителей, запрещены религиозной пропаганде в школе);
2)равенством всех конфессий в Российской Федерации (равный доступ к получению
Образования, равные гарантии в соблюдении прав)
3)запрещены преследования по конфессиональному признаку.
7.Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не
Человек, а только <кандидат в человека>.
Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка <кандидатом в человека>
(сформулируйте три суждения).
Ответ:
1)определение человека как существа культурного (общественного, социального),
А не только биологического;
2)объясните различий в понятиях <индивид>, <индивидуальность>, <личность>;
3)указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми)
В развитии личности;
4)суждение о том, что речь (сознание, мышление) человек может развиться только в
Общении с другими людьми (только в обществе).
8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме <Право в системе
Социальных норм>. Составьте план, в соответствии с которым вы будете
Освещать эту тему.
Ответ:
1)система социальных норм;
2)признаки правовых норм;
3)отличия права от других видов социальных норм;
4)право и мораль.
9.
1) философия-<Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку
Он служит ему>.(А. Франс)
2)Социальная психология-<Вершина нас самих, венец нашей оригинальности –
Не наша индивидуальность, а наша личность>. (П. Тейяр Де Шарден)
3)экономика-<Инфляция- золотое время для возврата долгов>. (К. Мелихан)
4)Социология-<Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет
Под свой контроль ритм истории>. (Р. Дарендорф)
5)Политология-<Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют>.
(Саади)
6)Правоведение-<Я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы
И находится под чьей-то властью>. (Платон)