Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического Развития
Распад Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности в 1991-1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г.
К лету десятки субъектов Федерации - Татарстан. Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия. Новосибирская и Тюменская области - задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены натовары, производимые на их территории.
Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкортостана прямо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.
гиональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г.
К лету десятки субъектов Федерации - Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области - задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.
Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкортостана прямо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.
Причины, приведшие к распаду СССР, также сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Не случайно в Татарии болезненно воспринималась почти безвозмездная перекачка нефти за пределы республики, а в Якутии - алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России, занимающий первое место в стране по добыче золота, основной поставщик олова и единственный - сурьмы, не был способен прокормить себя.
В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, упрочила свое влияние на массы.
Правительство Российской Федерации проводило осторожную и часто непоследовательную национально-государственную политику.
Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что в итоге обернулось впоследствии тяжелым кризисом в этом регионе, а в 1995 г. привело к войне.
В течение 1992 г. продолжалось субсидирование республик, взявших курс на отделение от России, из федерального бюджета, несмотря на отказ этих республик отчислять налоги в госбюджет.
Правительство заняло выжидательную позицию, и лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения между осетинамии ингушами Президент России впервые не исключил возможность использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации всех трех типов: суверенных республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.
Работа над этим договором началась еще в 1990 г. и шла очень медленно. Было рассмотрено около 30 различных вариантов проекта договора. В ходе их обсуждения стало очевидно, что идея национальной государственности за годы Советской власти пустила глубокие корни и вернуться к территориальным образованиям невозможно. Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому устройству на территориальной основе, и федерация национальных государств с преимущественными правами на территории титульных наций и минимальными полномочиями центра.
В основу компромиссного Федеративного договора был заложен принцип учета интересов всех народов России.
31 марта 1992 г. в Кремле Федеративный договор был подписан большинством субъектов Федерации. Республики, согласно договору, получили больше прав, чем другие субъекты Федерации. Федеративный договор несколько снизил внутриполитическое напряжение в России, но не снял его полностью.
Угроза территориальной целостности РФ существовала в течение всего последнего десятилетия минувшего века.
Пресечение попыток подорвать территориальную целостность страны оставалось актуальным до урегулирования чеченской проблемы. С конца 1991 года острый характер чеченского кризиса стан серьезным дестабилизирующим фактором общественно- политического развития России в 1990-е годы.
И в XXI веке главным приоритетом в политическом курсе президента РФ В.В.Путина оставалась необходимость продолжать решительные действия по пресечению попыток подорвать территориальную целостность страны. .И у действующего президента Д.А. Медведева внешнеполитическим приоритетом является сохранение целостности Российского государства в связи с непростой геополитической ситуацией.
2.5.3.Инновационная деятельность — приоритетное направление в науке и экономике
Цели и направления инновационной политики РФ определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, её производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
•разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
•создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
•развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы,
финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
•развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
•совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
•реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
•использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.