Геологические исследования
Образование
В. В. Докучаев начал образование в Уездном духовном училище города Вязьмы.
С сентября 1861 учился в Смоленской семинарии. Закончил её в 1867 г. первым учеником[1], и был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там он проучился лишь три недели. В это время он посещал публичные лекции по естествознанию, которые давали ведущие профессора Санкт-Петербурга и увлёкся наукой.
18 сентября 1867 г. (по ст. стилю) он написал прошение ректору Санкт-Петербургского университета о зачислении его на Естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, куда был зачислен 28 сентября. Первый год ему было позволено начать обучаться бесплатно, а с 1869 г. выплачивалась стипендия (300 руб./год)[2]. В. В. Докучаеву самостоятельно пришлось изучить многие новые дисциплины не преподававшиеся в семинарии. О особые трудности были с французским языком, т.к. в семинарии обучали только "мёртвым языкам" (греческий, латынь, еврейский). С 3 курса он получил должность репетитора в семье своего университетского товарища Г. Г. Гагарина (сына князя Г. Г. Гагарина). Диплом об окончании Университета он получил 16 октября 1871 г. (по ст. стилю).
Из профессоров на В.В. Докучаева наибольшее влияние оказали геологи (в порядке хронологии) П. А. Пузыревский, А. А. Иностранцев, а также агроном А. В. Советов, химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов.
Геологические исследования
В. В. Докучаев в 1898-1899 гг.
Любовь к геологии В.В. Докучаеву привил профессор минералогии П. А. Пузыревский, увлекший его остроумными лекциями и беседами. Он посоветовал своему студенту на летних каникулах «походить по речке, записывать всё, что на ней увидит, и привезти образцы»[3]. Собранные материалы помог правильно интерпретировать опытный петрограф А. А. Иностранцев. Результатом экскурсии стала защита В. В. Докучаевым в октябре 1871 г. кандидатской работы по теме «О наносных образованиях по речке Качне Сычёвского уезда Смоленской губернии», и получение университетского диплома.
Окончив университет, Докучаев был оставлен на Естественном факультете в качестве консерватора (хранителя) минералогической коллекции и занимал эту должность с 1872 по 1878 год. Затем он был избран доцентом и профессором (1883) минералогии. Там его учеником был П. А. Соломин. В продолжение многих лет Докучаев преподавал минералогию в Институте гражданских инженеров.
Дал характеристику геологическим работам В.В. Докучаева среди которых есть петрографическая работа и все его крупные исследования посвящённые современным геологическим процессам, типам отложений и их происхождению.
Учёная деятельность Докучаева в период до 1878 года посвящена, главным образом, исследованию новейших четвертичных образований (наносов) и почв Европейской России. С 1871 по 1877 годы он совершил ряд экспедиций по северной и центральной России и южной части Финляндии, с целью изучения геологического строения, способа и времени образования речных долин и геологической деятельности рек. В 1878 году он защитил магистерскую диссертацию «Способы происхождения речных долин Европейской России», в которой изложил оригинальную теорию образования речных долин путём постепенного развития процессов линейной эрозии.
В.И. Вернадский вспоминал о своём учителе[4]:
«по складу своего ума Докучаев был одарен совершенно исключительной пластичностью воображения; по немногим деталям пейзажа он схватывал и рисовал целое в необычайно блестящей и ясной форме. Каждый, кто имел случай начинать свои наблюдения в поле под его руководством, несомненно, испытывал то же самое чувство удивления, какое помню и я, когда под его объяснениями мертвый и молчаливый рельеф вдруг оживлялся и давал многочисленные и ясные указания на генезис и на характер геологических процессов, совершающихся в скрытых его глубинах»
А. П. Павлов показал, что основные выводы В. В. Докучаева по истории образования средне русских речных долин из озёрных систем сложились в 1875 г., через три года были обобщены в магистерской диссертации. Важно то, что данные В.В. Докучаева основаны на обширных наблюдениях и фактах, что положило конец многочисленным теориям и предоставило надёжную почву для дальнейших исследований. А. П. Павлов прослеживает эволюцию взглядов В.В. Докучаева на происхождение северных валунных и песчаных отложений, а также лёсса и лёссовидных пород.[5].
Создание почвоведения
Почвы до В. В. Докучаева изучались вместе с потретичными (послетретичными или четвертичными) отложениями и в динамической геологии.
Разрабатывая новые методы оценки возраста современных геологических отложений у В.В. Докучаева возник особый интерес и к почвам[6]. В 1874 году он делает доклад о подзолах Смоленской губернии на заседании Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. В 1875 году Докучаев был приглашён В. И. Чаславским к составлению, по анкетным данным, почвенной карты Европейской России. В 1878 Чаславский умер, поэтому пояснительную записку к карте в 1879 составил Докучаев. В том же году он выступает с идеей создания почвенного музея с лабораторией при нём.
В Императорском вольном экономическом обществе (ВЭО) уже с 1840-х годов поднимался вопрос об изучении чернозёмов, но лишь после реформ Александра II, начала развития в России капитализма и появления первых признаков истощения степных почв (засухи 1873 и 1875 годов), в этой области были сделаны первые шаги. В 1876 году А. В. Советов и М. Н. Богданов убедили ВЭО в необходимости глубокого изучения чернозёмов. Советов подключил к работе Докучаева. В 1877 году Докучаев выступил перед ВЭО с докладом «Итоги о русском чернозёме», где критически анализировал отрывочные данные о чернозёмах, опубликованные к этому времени, теории его происхождения (морскую, болотную, растительно-наземную), после чего предложил план будущих специальных исследований. Другая программа была представлена П. А. Костычевым. ВЭО, однако, отдало предпочтение Докучаеву и поручило ему руководство «чернозёмной комиссией».
За время с 1877 по 1881 годы Докучаев совершил ряд поездок по чернозёмной зоне, общая длина маршрута экспедиций составила более 10 тыс. км. Помимо описания геологических обнажений и почвенных разрезов, производился лабораторный анализ образцов, в котором принимали участие К. Шмидт, П. А. Костычев, студенты Петербургского университета: Н. М. Сибирцев, П. А. Земятченский, А. Р. Ферхмин и др.
В 1883 году вышло сочинение Докучаева «Русский чернозём»[7], в котором детально рассмотрены область распространения, способ происхождения, химический состав чернозёма, принципы классификации и методы исследования этой почвы. В нём было предложено определение почвы как особого природного минерально-органического образования, а не любых поверхностных наносов (концепция агрогеологии) или пахотных слоёв (агрономия). Те или иные почвы являются результатом совокупного действия следующих агентов: живого мира, материнской породы, климата, рельефа и времени. Для классификации почв, равно как для их рационального использования, необходимо исходить из её происхождения (генезиса), а не петрографического, химического или гранулометрического состава. В своей книге Докучаев обратился и к причинам роста частоты и ущерба от засух, называя среди них отсутствие надлежащих способов обработки почв, севооборотов, мер по сохранению влаги, распылении зернистой структуры чернозёмов, ухудшении водного и воздушного режимов, эрозии.
За эту работу Докучаев был удостоен Санкт-Петербургским университетом учёной степени доктора минералогии и геогнозии[8]. От Вольного экономического общества получил особую благодарность, а от Академии наук — полную Макарьевскую премию (1885). «Русский чернозём» подвергся критике со стороны П. А. Костычева: он считал слишком незначительным число образцов, которые были проанализированы для доказательства зависимости свойств чернозёма от климатических факторов.