Задания аналитического раунда для 7 класса

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Задания аналитического раунда для 7 класса

1. Рассмотрите карту, выполните задания и ответьте на следующие вопросы, ход решения запишите:

Задания аналитического раунда для 7 класса - student2.ru

1). Определите масштаб карты двумя способами.

2). Определите азимуты и направления, по линии между точками А и Б, а также Б и А.

3). В каком направлении Вы быстрее преодолеете маршрут: от точки А к точке Б, или от точки Б к точке А? Ответ обоснуйте.

4). Назовите три условных знака, показанные на карте стрелками?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Масштаб 1:10 000 (в 1 см 100 метров) Определение: 1- способ – по высоте сечения. h= 2,5 м. стандартный для 1:10000 масштаба. 2 – способ – определение по ширине реки. Измеряем ширину реки линейкой. 0,6 см – 60 метров 1,0 см – х метров х = 100 метров.      
Максимальный балл 4
2. А и Б: азимут 660; направление С-В (С-ВВ). Б и А: азимут 2460; направление Ю-З (Ю-ЗЗ).
Максимальный балл 4
3. По направлению Б-А быстрее. Так как подниматься по пологому склону холма и спускаться по крутому склону легче.
Максимальный балл 5
4. Карьер по добыче глины; кустарник (заросли кустарника); капитальное сооружение башенного типа.
Максимальный балл 6

2. О каком природном объекте и явлении идет речь в стихотворении:

В утробе матери Земли

Он долго спит глубоким сном;

Но сны на подвиги зовут,

А года столетия плетут,

Лишь вековой храня синдром.

Когда резко прогрохочет гром,

Молния пронижет его грудь,

Он вспомнит что-нибудь,

Проснётся грохотом, огнём

И встряхнёт земную суть.

Необходимо:

1) назовите объект, дайте определение

2) объясните, для каких территорий характерны эти объекты?

Ответ:

1) Вулкан, (по имени бога огня – Вулкана), геологические образования, отдельные возвышенности над каналами и трещинами земной коры, по которым из глубинных магматических очагов выводятся на поверхность продукты извержения.

2) Современные вулканы известны во всех крупных геолого-структурных элементах и географических районах Земли – на границах литосферных плит.

Однако распределены они крайне неравномерно. Наблюдается прямая зависимость между их количеством и тектонической активностью района: наибольшее количество действующих вулканов в расчёте на единицу площади приходится на островные дуги (Камчатка, Курильские острова, Индонезия и др.) и горные сооружения (Южная и Северная Америка). Наименьшая плотность вулканов характерна для океанов и континентальных платформ, где земная кора наиболее мощная 35-45 км; редкие проявления вулканизма связаны с рифтовыми зонами — узкими и протяжёнными областями расколов и просадками земной коры. Таковы, например, Восточно-Африканская рифтовая система (Ньирагонго и др.) и Срединно-Атлантический хребет с расколами в осевой зоне (Исландия).

3. На одном из официальных интернет-сайтов, посвященных природе Республики Башкортостан, ученик 7 класса увидел климатограммы западного и восточного склонов Южного Урала.

Задания аналитического раунда для 7 класса - student2.ru Задания аналитического раунда для 7 класса - student2.ru
А Б

Помогите ученику определить:

1) какая климатограмма соответствует западному, а какая – восточному склону;

2) почему имеются различия у пунктов А и Б в значениях температур воздуха и суммах атмосферных осадков (назвать не менее 2-х причин);

3) почему в обоих пунктах наблюдается летний максимум осадков.

Ответ:

1) Климатограмма А соответствует восточному (подветренному) склону, климатограмма Б – западному (наветренному).

2) во-первых, Зауралье отличается большей континентальность климата, что обуславливает увеличение амплитуды температуры воздуха и уменьшение общегогодового количества осадков;

во-вторых, на наветренных склонах выпадает гораздо больше осадков, чем на подветренных склонах, которые находятся в дождевой «тени».

3) территория нашей республики, к которой относятся оба пункта, расположена в умеренном климатическом поясе. Для него характерно увеличение осадков в теплый период, т.к. усиливаются процессы конвекции и испарения над материком, что ведет к увеличению образования облаков вертикального развития (кучевых и кучево-дождевых) и, следовательно, к увеличению выпадающих осадков.

4. Догадайтесь, какие изолинии приведены на рисунке? Объясните почему их значения в точках А и Б (определите названия океанов в точках) отличаются, если учесть, что они находятся на одинаковой широте и расположены практически посередине океанов. Назовите не менее трех причин.

Задания аналитического раунда для 7 класса - student2.ru

Ответ:

Изолинии отображают соленость вод Мирового океана в промиллях. Точка А находится в Атлантическом океане и имеет соленость больше, чем точка Б, которая располагается в Тихом океане. Чем больше температура, тем больше идет процесс испарения, следовательно, соли будут оставаться в воде, повышая общую соленость океана.

Причина 1.Разница в солености между точками А и Б объясняется тем, что площадь Тихого океана больше как испаряющей поверхности и сумма осадков, выпадающая в виде дождей, больше и составляет 500-1000 мм/год, а над Атлантическим океаном меньше (250-500 мм/год).

Причина 2. Температура вод Тихого океана немного ниже, поскольку огромные массы будут прогреваться медленнее.

Из-за большей облачности над Тихим океаном, общий приток солнечной радиации меньше – преобладает рассеянная радиация. Таким образом, на испарение затрачивается больше количество энергии, что будет способствовать уменьшению температуры – и солености тоже.

Причина 3. Точка А располагается в непосредственной близости от самого теплого океанического течения Гольфстрим, которое будет увеличивать соленость.

Наши рекомендации