Задания аналитического раунда для 7 класса
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Задания аналитического раунда для 7 класса
1. Рассмотрите карту, выполните задания и ответьте на следующие вопросы, ход решения запишите:
1). Определите масштаб карты двумя способами.
2). Определите азимуты и направления, по линии между точками А и Б, а также Б и А.
3). В каком направлении Вы быстрее преодолеете маршрут: от точки А к точке Б, или от точки Б к точке А? Ответ обоснуйте.
4). Назовите три условных знака, показанные на карте стрелками?
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. | Масштаб 1:10 000 (в 1 см 100 метров) Определение: 1- способ – по высоте сечения. h= 2,5 м. стандартный для 1:10000 масштаба. 2 – способ – определение по ширине реки. Измеряем ширину реки линейкой. 0,6 см – 60 метров 1,0 см – х метров х = 100 метров. | |
Максимальный балл | 4 | |
2. | А и Б: азимут 660; направление С-В (С-ВВ). Б и А: азимут 2460; направление Ю-З (Ю-ЗЗ). | |
Максимальный балл | 4 | |
3. | По направлению Б-А быстрее. Так как подниматься по пологому склону холма и спускаться по крутому склону легче. | |
Максимальный балл | 5 | |
4. | Карьер по добыче глины; кустарник (заросли кустарника); капитальное сооружение башенного типа. | |
Максимальный балл | 6 |
2. О каком природном объекте и явлении идет речь в стихотворении:
В утробе матери Земли
Он долго спит глубоким сном;
Но сны на подвиги зовут,
А года столетия плетут,
Лишь вековой храня синдром.
Когда резко прогрохочет гром,
Молния пронижет его грудь,
Он вспомнит что-нибудь,
Проснётся грохотом, огнём
И встряхнёт земную суть.
Необходимо:
1) назовите объект, дайте определение
2) объясните, для каких территорий характерны эти объекты?
Ответ:
1) Вулкан, (по имени бога огня – Вулкана), геологические образования, отдельные возвышенности над каналами и трещинами земной коры, по которым из глубинных магматических очагов выводятся на поверхность продукты извержения.
2) Современные вулканы известны во всех крупных геолого-структурных элементах и географических районах Земли – на границах литосферных плит.
Однако распределены они крайне неравномерно. Наблюдается прямая зависимость между их количеством и тектонической активностью района: наибольшее количество действующих вулканов в расчёте на единицу площади приходится на островные дуги (Камчатка, Курильские острова, Индонезия и др.) и горные сооружения (Южная и Северная Америка). Наименьшая плотность вулканов характерна для океанов и континентальных платформ, где земная кора наиболее мощная 35-45 км; редкие проявления вулканизма связаны с рифтовыми зонами — узкими и протяжёнными областями расколов и просадками земной коры. Таковы, например, Восточно-Африканская рифтовая система (Ньирагонго и др.) и Срединно-Атлантический хребет с расколами в осевой зоне (Исландия).
3. На одном из официальных интернет-сайтов, посвященных природе Республики Башкортостан, ученик 7 класса увидел климатограммы западного и восточного склонов Южного Урала.
А | Б |
Помогите ученику определить:
1) какая климатограмма соответствует западному, а какая – восточному склону;
2) почему имеются различия у пунктов А и Б в значениях температур воздуха и суммах атмосферных осадков (назвать не менее 2-х причин);
3) почему в обоих пунктах наблюдается летний максимум осадков.
Ответ:
1) Климатограмма А соответствует восточному (подветренному) склону, климатограмма Б – западному (наветренному).
2) во-первых, Зауралье отличается большей континентальность климата, что обуславливает увеличение амплитуды температуры воздуха и уменьшение общегогодового количества осадков;
во-вторых, на наветренных склонах выпадает гораздо больше осадков, чем на подветренных склонах, которые находятся в дождевой «тени».
3) территория нашей республики, к которой относятся оба пункта, расположена в умеренном климатическом поясе. Для него характерно увеличение осадков в теплый период, т.к. усиливаются процессы конвекции и испарения над материком, что ведет к увеличению образования облаков вертикального развития (кучевых и кучево-дождевых) и, следовательно, к увеличению выпадающих осадков.
4. Догадайтесь, какие изолинии приведены на рисунке? Объясните почему их значения в точках А и Б (определите названия океанов в точках) отличаются, если учесть, что они находятся на одинаковой широте и расположены практически посередине океанов. Назовите не менее трех причин.
Ответ:
Изолинии отображают соленость вод Мирового океана в промиллях. Точка А находится в Атлантическом океане и имеет соленость больше, чем точка Б, которая располагается в Тихом океане. Чем больше температура, тем больше идет процесс испарения, следовательно, соли будут оставаться в воде, повышая общую соленость океана.
Причина 1.Разница в солености между точками А и Б объясняется тем, что площадь Тихого океана больше как испаряющей поверхности и сумма осадков, выпадающая в виде дождей, больше и составляет 500-1000 мм/год, а над Атлантическим океаном меньше (250-500 мм/год).
Причина 2. Температура вод Тихого океана немного ниже, поскольку огромные массы будут прогреваться медленнее.
Из-за большей облачности над Тихим океаном, общий приток солнечной радиации меньше – преобладает рассеянная радиация. Таким образом, на испарение затрачивается больше количество энергии, что будет способствовать уменьшению температуры – и солености тоже.
Причина 3. Точка А располагается в непосредственной близости от самого теплого океанического течения Гольфстрим, которое будет увеличивать соленость.