Цена в маркетинговом представлении. Виды цен.
Цена – это денежное вознаграждение, которое нужно уплатить, чтобы приобрести товар (продукт, работу, услугу).
Функции цены – это выполняемые ею роли в системе общественно-экономических отношений, это наиболее общие свойства, которыми она обладает. Ключевые функции цены в маркетинге: Стимулирующая – меняя цену, можно воздействовать на спрос и предложение. Так государство для стимулирования производства передовых товаров может отменить все ценовые ограничения в данной отрасли, что позволит производителю повысить норму прибыли и будет для него мотивом работать более интенсивно. Не забудем и о разнообразных ценовых методах стимулирования сбыта (к примеру: продажа в рассрочку, скидки, уценка).
Балансирующая – цены играют фундаментальную роль в функционировании рыночных механизмов, уравновешивая уровни спроса и предложения.
Учетная – цены позволяют учитывать в стоимостном выражении издержки, объем готовой продукции и ее реализации. Кроме того, цены на товары служат средством учета ВВП и множества других макро-, мезо- и микроэкономических показателей.
Перераспределительная – посредством цен национальный доход страны (общественный продукт) перераспределяется между различными слоями населения, регионами, отраслями. К примеру, правительство устанавливает высокие цены на алкоголь, табак и легковые автомобили, чтобы полученные доходы использовать для поддержания относительно невысокого уровня цен на продукты первой необходимости.
Виды цены товара в маркетинге:
1. По степени свободы от государственного регулирования (по условиям формирования) выделяют 3 вида или типа цен:
· свободные цены – формируются независимо, в результате работы рыночных механизмов, как результат равновесного состояния спроса и предложения. Такие цены не подвержены прямому влиянию и контролю со стороны государственных органов. Правительство способно воздействовать на цены исключительно косвенно (в частности, вводя запреты на монопольную деятельность и демпинг);
· регулируемые цены – относительно свободно складываются на рынке, но при этом некоторым образом регулируются государством (например, для некоторых категорий товаров первой необходимости может быть искусственно задан предельный «потолок» максимальной цены);
· фиксированные цены – задаются государством. Такие цены типичны для плановой экономики, а также могут устанавливаться при чрезвычайных ситуациях (острый дефицит важных товаров, военные конфликты).
2. По характеру обслуживаемого товарооборота (объему реализации и отрасли): отпускные цены – по которым предприятие продает (реализует) готовую продукцию иным компаниям или оптовым посредникам;
· закупочные цены – по ним сельскохозяйственная продукция закупается государством у юридических и частных лиц; оптовые цены – используются при реализации крупных партий товара другим предприятиям (например, цены на оптовом складе);
· розничные цены – о них говорят при продаже единичных товаров или небольших партий конечным потребителям (например: цены на продукты питания в супермаркете). цены на строительную продукцию – сюда входят:
· сметная стоимость – предельный объем издержек на строительство типового объекта; прейскурантная цена - средняя стоимость единицы строительной продукции (например: м2 жилой площади);
· договорная цена – складывается в результате договоренности между заказчиком строительного объекта и подрядчиком;
· тарифы - это цены на услуги и работы - товары особого рода, не имеющие конкретной материально-вещественной формы.
3. По территориальному признаку:
· цены внутренней торговли – актуальны на внутреннем рынке государства;
· цены внешней торговли (мировые цены) – импортные и экспортные
4. По способу фиксации (степени изменяемости) цен:
· твердые цены – не изменяются, будучи зафиксированными в договоре купли-продажи;
· подвижные цены – прописаны в контракте, но могут быть пересмотрены в будущем при изменении рыночной цены;
· скользящие цены - меняются в зависимости от значения тех или иных факторов (например: производственных затрат, уровня инфляции, курса валют).
5. По источнику информации об уровне цены:
· публикуемые цены – доступны всем, их можно посмотреть в прейскурантах и фирменных каталогах;
· расчетные цены – рассчитаны компанией по одному из методов ценообразования.
6. По виду рынка:
· аукционные цены;
· цены тендеров;
· биржевые котировки.
7. По временному фактору:
· постоянная цена – не меняется с течением времени;
· сезонная цена – меняется в зависимости от сезонного спроса (например, цены на лыжи выше в зимний период, а на солнцезащитные очки – в летний);
· ступенчатая цена – ее изменение происходит в несколько этапов; цена на период акции.
8. По категории покупателей:
· открытые цены – товар по ним доступен к приобретению любым желающим;
· специальные цены – только для определенной категории покупателей (дилеры, дистрибьюторы, постоянные клиенты).
Объем статьи не позволяет рассмотреть такие важные вопросы как методы ценообразования, процесс и этапы ценообразования, и виды ценовых стратегий в маркетинге. Рассмотрению этих вопросов будут посвящены отдельные публикации.