Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17.479.1-85

Группа масел Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Группы масел и содержание в них присадок

Группа масла Содержание присадок, %
A 3,5
Б 5,5-6
В 7-10
Г 7-12,5
Д 15-22

Ведущие российские производители моторных масел маркируют свою продукцию как по ГОСТ 17479.1-85, так и по международным стандартам SAE и API, что облегчает оценку уровня их качества в сравнении с зарубежными маслами. Тем не менее, нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел.

ГОСТ 17479.1–85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел (табл.6, 7). Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии.

Данные табл.6, 7 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог.

Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1–85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1–85.

Таблица 6

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классификации SAE J300

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85 по SAE
3з 5W
4з 10W
5з 15W
6з 20W
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30
5з/10 15W-30
5з/12 15W-30
6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40

В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по нормативной документации на данный продукт.

Классы моторных масел SH,SJ,SL,CG-4,CH-4,CI-4 и др. не имеют аналогов в отечественной классификации.

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1–85 классификации API

Группа моторного масла
по ГОСТ 17479.1–85 по АРI
А SB
Б SC/CA
Б1 SC
Б2 CA
В SD/CB
В1 SD
В2 CB
Г SE/CC
Г1 SE
Г2 CC
Д CD/SF
Д1 SF
Д2 CD
Е CF-4/SG
Е1 SG
Е2 CF-4

Классификация ACEA

В Европейских странах по сравнению с США значительную долю парка составляют легковые автомобили и микроавтобусы, оснащенные дизельными двигателями. Условия эксплуатации, требования к конструкции двигателей в этих странах также отличаются. Эти обстоятельства привели к разработке европейской классификации АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая предъявляет более жесткие, чем API, требования к моторным маслам. ACEA принята в Европе в 1995 г. взамен существовавшей ранее CCMC. В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VAG(VW Audi Grupp, DaimlerChrysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe. Она содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям (табл.8).

А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 вып.2 и АЗ-98, A4-03-Резерв, A5-03);

В - для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, ВЗ-98 В4-98 и B5-03);

Е - для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 вып.3, ЕЗ-96 вып.3, Е4-99 и Е5-99, 02).

В обозначении моторного масла по АСЕА арабскими цифрами (1,2,3,4,5) обозначено подразделение его на классы. Более высокое значение цифры не означает более высокое качество масла. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе (третье), более позднее, издание (выпуск) данной нормы.

Класс Е1-96 на данный момент отменен, но его следует применять, если имеется допуск автозавода.

Таблица 8

Наши рекомендации