Классификация моторных масел

Моторные масла классифицируются по вязкости и эксплуатационным характеристикам в соответствии с ГОСТ 17479.1-85 с изменениями 1-3. этот стандарт подразделяет моторные масла на классы по вязкости и на группы по эксплуатационным свойствам.

По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при +100 °С, зимние – при +100 °С и -18 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью – в числителе указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе – летнего масла.

Структура обозначения моторных масел включает группу букв и цифр. Буква М указывает на принадлежность к моторным маслам. Следующие через дефис цифры характеризуют класс кинематической вязкости (при обозначении дробными цифрами в числителе указывается класс вязкости масла при -18 °С, а в знаменателе – класс вязкости при - +100 °С). Прописные буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) указывают на принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам. Индекс «1» у букв обозначает что масло предназначено для бензиновых двигателей, а «2» - для дизельных. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой) индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе – в бензиновых двигателях.

В необходимых случаях применяют дополнительные индексы: «рк» - рабочее-консервационные масла, «з» - масло, содержащее вязкостную (загущающую) присадку, «цл» - для циркуляционных и лубрикаторныхсмазочных систем, «20», «30» - значение щелочного числа, «к» - масло предназначено для автомобилей КамАЗ, «т» - трансмиссионное масло.

В международной практике широко используется классификация моторных масел по вязкости, разработанная Американским обществом автомобильных инженеров – SAEJ300 – по SAE, а эксплуатационные свойства масел и область их применения оценивается по классификации API (разработана американским институтом нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам с классами вязкости по SAE и группам по API.

Классификация SAE подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (OW, SW, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). Всесезонные масла, применяемые круглогодично, обозначают двумя значениями, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например, SAESW-30, SAE 10W-40 и т.п.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за буквами «S» или «С», указывающими область применения. До сих пор в категорию Service были введены девять классов (SA, SB, SC, SE, SF, SG, SH, SJ), а в категорию Commercial десять классов (CA, CB, CC, CD, CDII, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4). Цифры при обозначениях классов CDII, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применяемости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел используют двойную маркировку, например CF-4/ SG, SH/CG-4 и т.п.

Устаревшие классы за ненадобностью исключены из классификации API. Сегодня в США сертифицируют только масла с высшими уровнями эксплуатационных свойств, а именно: SH и SJ для бензиновых двигателей, CF, CF-2, CF-4 и CG-4 – для дизелей (табл.2).

Ведущие российские производители моторных масел маркируют их как по ГОСТ 17479.1-85, так и по международным стандартам SAE и API. В обозначении моторных масел по SAE и API, как правило, сначала пишется торговая марка производителя, а затем соответствие классу вязкости по SAE и группе по API.

С 1 марта 1999 г. была введена классификация ACEA-98. В соответствии с этой классификацией моторные масла подразделяются на три категории уровней качества – А, В и Е и девять классов (по три в каждой категории) А1, А2, А3 – для бензиновых двигателей; В1, В2, В3 и В4 – для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей. Е1, Е2, Е3, Е4 – для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей. В 1999 г. введен еще один класс ACEA Е5-99 и исключен Е1-96. классы Е2-96, Е3-96 и Е4-98 переименованы в связи с некоторым ужесточением требований к их свойствам. Сейчас они называются – Е-96 выпуск 3, Е4-99 выпуск 3 и Е4-99 соответственно масла класса Е5-99 на получили широкого применения, но они перспективны. Масла соответствующие первому уровню качества в группах А и В – энергосберегающие, не хуже по эксплуатационным свойствам масел второго уровня. Качество масел повышается, чем больше цифра уровня качества, тем выше требования к ним.

От температуры окружающего воздуха в Кировской области для эксплуатации силового агрегата (ЯМЗ-236 НЕ) автобуса МАРЗ-52661рекомендуется моторное масло (SAE 15W-40, APICF-4/SG) М-5з/14-Д(м), например « ЭКСПЕРТ ОЙЛ SAE15W-40APICF-4/SG» или «ЛЙКОЙЛ-Супер (SAE 15W-40, APICF-4/SG) М-5з/14-Д(м)», которое отвечает требованиям ГОСТ 17479.1-85.

Расшифровка моторного масла(SAE 15W-40, APICF-4/SG) М-5з/14-Д(м):

· SAE15W-40 - масло можно использовать в температурном интервале от минус 25°С до плюс 40°С;

· APICF-4/SG – CF-4 – дизельные двигатели выпуска с 1990 года. Обеспечивает низкий расход топлива и меньшее образование нагара. SG – моторное масло для бензиновых двигателей выпуска с 1989г. То есть масло подходит для дизельных и бензиновых моторов;

· М – моторное масло;

· 5з/14– класс вязкости (кинематическая вязкость 13,0...15,0 мм2/с (сСт) при 100°С и6000 мм2/с (сСт) при -18°С);

· Д – масло для высокофорсированных дизелей с наддувом.

Каждое моторное масло должно иметь паспорт качества (Приложение 2) и сертификат соответствия (Приложение 3). Сертификация моторного масла – это процедура, которая необходима для удостоверения соответствия безопасности использования и качества продукции данного типа. Сертификация моторного масла проводится в обязательном порядке – в большинстве случаев она осуществляется посредством получения декларации о соответствии.

Наши рекомендации