Методика комплексной оценки состояния дорог по их эксплуатационным свойствам

Для оценки технического состояния АД в настоящее время часто применяется метод сравнения фактических значений показателей параметров с нормативами. Эта методика отличается своей простотой и возможностью оценки дороги по любому показателю. Однако в настоящее время состояние дороги оценивается более 40 показателями и выбрать рациональную стратегию ремонтных работ при сравнении участков одновременно по всем показателям бывает весьма затруднительно.

Для устранения указанного недостатка применяют методы оценки, когда абсолютные или относительные показатели состояния дороги переводятся в баллы. И тогда итоговая оценка состояния дороги производится по сумме или остатку баллов.

А.П. Васильевым на основании многолетних исследований разработана методика комплексной оценки состояния дорог по их эксплуатационным свойствам.

Цель методики заключается в определении соответствия фактических значений транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП) нормативным данным. В их числе: обеспечение дорогой скорости, удобства и безопасности движения, пропускная способность и уровень загрузки, экологическая безопасность, эстетические свойства.

Для определения показателя эксплуатационного содержания необходима также информация о качестве текущего ремонта и содержания дороги.

Необходимые сведения получают как путем обследования (измерения и наблюдения), так и при изучении технической документации о строительстве и эксплуатации дороги.

Все показатели оценки качества и состояния дорог являются основой для планирования работ по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дорог.

Динамика изменения показателей может служить основанием новой оценки эффективности деятельности дорожных организаций.

73. Задачи технического учёта.

До­роги и сооружения на них, испыты­вая нагрузки от автомобилей и природных факторов, со временем изна­шиваются. Возникает потребность в установлении данных о протяжен­ности и техническом состоянии до­рог и сооружений. С этой целью осуществляется технический учет дорог.

Главная цель технического учета - сбор и систематизация данных для планирования и ор­ганизации работ по содержанию и ремонту дорог. Технический учет и пас­портизация включают инвентаризацию, проводимую один раз в 8-10 лет, и ежегодную пас­портизацию автомобильных дорог. Техническому учету и паспор­тизации подвергают все автомобиль­ные дороги общего пользования (каждую дорогу в отдельности).

Основные элементы дороги, под­лежащие техническому учету, - по­лоса отвода, земляное полотно, про­езжая часть, искусственные соору­жения, здания дорожной службы.

Материалами технического учета являются: технический паспорт до­роги с линейным графиком; учетные ве­домости на мосты, тоннели, трубы, переправы, подпорные стены, дорожные знаки, ограждения, съезды, укрепления обочин, ком­муникации в пределах полосы от­вода; сводная ведомость наличия дорог и сооружений на них; полевой журнал обследования одежды. Все материалы технического учета объединяют в один основной доку­мент (паспорт дороги) - до­кумент, с данными о техническом и экономическом состоянии дороги, который содержит все первичные сведения (на момент приемки) и ежегодные за весь период службы дороги, включая данные о средних и капитальных ремонтах, о реконст­рукции.

74 Техническую инвентаризацию про­водят по дорогам, на которые от­сутствует технический паспорт или его данные требуют уточнения. В процессе технической инвентариза­ции уточняют перечень автомобиль­ных дорог общего пользования, наи­менование и протяженность; уста­навливают или уточняют их геомет­рические параметры; определяют типы и состояние покрытий, оцени­вают прочность дорожных одежд; проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тон­нелей, галерей и других искусствен­ных сооружений; учитывают служеб­ные, технические и гражданские зда­ния и сооружения; проводят учет и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки; собира­ют данные об интенсивности движения и составе транспортных средств; устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, от­носящихся к ним.

При технической инвентаризации используют данные текущего техни­ческого учета и паспортизации, про­водимого постоянно в порядке, ус­тановленном Типовой инструкцией по техническому учету и паспорти­зации автомобильных дорог.

75 Материалами технического учета являются: технический паспорт до­роги с линейным графиком; учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы, служебные, производствен­ные и жилые здания; учетные ве­домости на мосты, тоннели, трубы, переправы, подпорные стены, зда­ния дорожной службы, автобусные установки, переходно-скоростные по­лосы, дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства, озелене­ние, тротуары и пешеходные дорож­ки, съезды, укрепления обочин, ком­муникации в пределах полосы от­вода; сводная ведомость наличия дорог и сооружений на них; полевой журнал обследования одежды.

Все материалы технического учета объединяют в один основной доку­мент (паспорт дороги) - сводный до­кумент, с данными о техническом и экономическом состоянии дороги, который содержит все первичные сведения (на момент приемки) и ежегодные за весь период службы дороги, включая данные о средних и капитальных ремонтах, о реконст­рукции. Паспортизация-это комп­лекс полевых и камеральных работ по обследованию и измерению до­рог и дорожных сооружений, обра­ботке и анализу этих данных с целью составления документов тех­нического учета.

76Работы по техническому учету и паспортизации разделяют на поле­вые и камеральные. К полевым относят натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооруже­ний. Натурные обследования в свою очередь делят на первичные и еже­годные. Первичные обследования выполняют не чаще чем через 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги произошли такие изменения, выявить которые без натурных об­следований невозможно.

Ежегодные обследования прово­дят с целью выявить изменения, происшедшие на дорогах и соору­жениях за истекший год, для того, чтобы внести эти изменения в до­кументы технического учета и пас­портизации по состоянию на 1 ян­варя следующего года. Технический учет и паспортизацию вновь пост­роенных или реконструированных дорог проводят не позднее чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комис­сией.

К камеральным работам относят обработку материалов полевых об­следований, на основании которых оформляют следующие документы технического учета: технический пас­порт с линейным графиком; карточ­ки на мосты, трубы, служебные производственные и жилые здания; ведомости наличия и технического состояния мостов, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных ос­тановок, дорожных знаков, ограж­дений, озеленения, укрепления обо­чин и других элементов оборудо­вания дорог; ведомость размеров полосы отвода; сводную ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них, а также полевой журнал обследования дорожной одежды. Все технические данные, включае­мые в паспорт и документы техни­ческого учета, получают по резуль­татам полевых и камеральных ра­бот.

77 Автоматизированная система сбо­ра и обработки информации о пара­метрах и состоянии дорог имеет целью установить фактический уро­вень качества дорог, сооружений, дорожного движения. Система должна обеспечивать быстрый и все­сторонний сбор информации о тех­ническом состоянии дорог и соору­жений. Это может быть выполнено традиционными методами обследо­вания, полуавтоматическими или автоматизированными с применени­ем современных ходовых лаборато­рий по записи геометрических харак­теристик (типа «Трасса», прочности одежд УДН МАДИ, УНК КАДИ, Дина), ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытий толчкомерами или установками ПКРС.

Система должна допускать авто­матизированную обработку собран­ных данных, накопление, хранение и выдачу необходимой информации. В результате накопления информации дорожная служба на различном уровне должна иметь банк данных о состоянии дорог и сооружений на любом участке и возможность их быстрого получения. Основные задачи автоматизиро­ванной системы технической паспор­тизации автомобильных дорог: об­следование и измерение плана трас­сы, продольного и поперечного про­филей, ровности и скользкости пок­рытия, прочности дорожных одежд; оценка степени разрушения покры­тия, состояния земляного полотна и искусственных сооружений, обста­новки пути и обустройства; измере­ние характеристик транспортного по­тока и условий движения; обработка данных и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог и сооружений на них; АСТП АД состоит из подсистем сбора и обработки: информации по основным геометрическим парамет­рам автомобильных дорог («Трас­са»); данных о прочностных характе­ристиках дорожных одежд («Проч­ность»); информации об эксплуата­ционном состоянии проезжей части («Состояние»); данных о движении («Движение»);+«Обустрой­ство»);

Наши рекомендации